«Придет время, когда слепой будет делать больше, чем зрячий». Инвалид без рук разрабатывает протезы
Роман Недилько из Симферополя в один момент остался без рук и едва не лишился зрения, но несмотря на это создал успешный бизнес и ведет разработку собственного уникального протеза.
— Ром, пожалуй, самый доставший тебя вопрос. Как случилось так, что ты остался без кистей?
— Виной всему обычное человеческое любопытство. В 24 года все изменилось за мгновение. Сложно до сих пор в голове сложить, как меня вовлекло в череду событий, при которых у меня в руках оказалась бутылка с какой-то смесью. Как мне сказали, она сама по себе безопасна. Но оказалось, что нет — она взорвалась у меня в руках.
В этот момент я ощутил реальность. Реакцию можно попробовать описать словами, но состояние, чувства и мыслительные процессы сильно отличаются от привычных. Реальность и нереальность в один момент. За секунды принимаются решения, которые повлияют на всю дальнейшую жизнь. Варианты такие — не справиться, не выжить или делать, преодолевая все на своем пути. Я просто стал упорно и продуктивно пробиваться через дичайшую боль, ощущение того, что сейчас я умираю, и непреодолимое физическим телом желание жить. Еще подумал: всегда бы так стремиться в дальнейшей жизни.
Помню, когда меня привезли в реанимацию, я мог воспринимать свет только одним глазом. Когда офтальмолог сказал, что один мой глаз возможно спасти, подумал что несмотря на другие травмы, в таком случае я буду жить счастливо. После операции стал видеть свет, потом светотени, через боль открывал глаз, чтобы на секунду увидеть силуэты родных и близких. Чуть меньше, чем через год, я отчетливо увидел взгляд только что родившейся дочери.
Впервые поделился этим публично, хочу чтобы мои слова были полезны. Я занимался тем, что нравится, зарабатывал выше среднего, был в хорошей физической форме, вел активный образ жизни. И при этом всегда был чем-то недоволен. Сейчас люди смотрят на меня и думают: «Вот ему плохо живется». А я думаю о возможности каждого человека строить свою жизнь в соответствии с потенциалом вне зависимости от ситуации. Успешно при этом развиваться и получать от жизни позитивные впечатления.
— Как ты пришел к созданию мастерской по производству оборудования для тату?
— Я решил создавать вещи, но еще не понимал, какие именно. Нужно было влиться в сферу разработки, проектирования, дизайна, прототипирования, производства. Охватить управление, маркетинг, учиться реализовывать проект от идеи до успеха на рынке. Начал с обучения проектированию в профессиональной машиностроительной среде, появилась потребность применять полученный опыт. Протезы меня сразу интересовали, но нужно было начинать с чего-то попроще. В юности увлекался аэрографией, а аэрограф, как и тату-машинка — главный инструмент творца, который живет тем, что рисует. Я выбрал тату-индустрию, решил разрабатывать и производить оборудование. Это же так круто — взаимодействовать с мастером через то, что делаешь его работу проще и удобнее, повышаешь качество его работы. Мне приятно видеть сделанные ими шедевры на людях. За три года без коммерции удалось построить мастерскую, научиться всему, что сейчас могу. Удалось создать бренд, собрать команду, выпустить в пользование свои тату-машинки.
— Насколько востребованы ваши машинки?
— С самого начала пытался создавать вау эффект от свежих решений, футуристичных и эргономичных форм. Реакция была весьма бурная с учетом внезапности появления. Мы делали в основном прототипы, обгоняя тенденции. Старались делать качественно с первых работ, стараясь обойти по качеству и исполнению топовых американцев с машинами за 50 тысяч рублей, которыми пользуются сотни тысяч мастеров по всему миру. Многие отметили, что у нас получилось!
Это заметили наши друзья из Поднебесной, которые успешно сперли концепт-дизайн. Китайцы сделали больше 30 тысяч копий, а машинка стала самой дорогой с надписью Made in China, и стоит 16-20 тысяч. Известность тоже досталась плагиаторам. Можно сказать, что мой продукт востребован, но мы его не производим, ха-ха-ха.
Мы вывели в серийное производство более классическую модель, но с рядом новшеств. В течение года бюджета хватало на производство 15 штук в месяц. Машинки стоили по 10-15 тысяч. У нас нет магазина, только соцсети и сайт. Я даже удивляюсь иногда, как наши машинки покупают, ведь охват совсем небольшой. Получить отклик и рост продаж возможно только при серии хотя бы в тысячу штук, а мы пока сидим на уровне хендмейд-производств. Но мы уже известны в СНГ, нас замечают. Сейчас мы готовим партию в 150 машин. Очень рассчитываю поднять крутые проекты, которые уже разработаны, и выпустить в свет.
— Каким был твой первый протез? На фото у тебя какой-то очень крутой — металлический, трехпалый. Сам сделал?
— Нет, мне его установили в местном предприятии. Это немецкий бионический протез, который стоит больше миллиона рублей. Он прочный, быстрый и мощный, работает по принципу «вкл-выкл», то есть я напрягаю мышцу — кисть раскрывается, напрягаю другую — закрывается. На него надевается резиновая формообразующая кисть и косметическая перчатка с ногтями и отпечатками пальцев. Если не вглядываться, то выглядит натурально — а так с силиконовой кистью неудобно. Да и гильзу со второй попытки сделали так, что формообразующая кисть отваливалась при первом использовании.
Я считаю, что протез должен быть протезом. Вся эта человекоподобность уступает в функциональности — рука не сгибалась в локте, протез практически не держался на культе. Мы решили его доработать. Я выпилил и вышлифовал форму гильзы, а коллега покрасил и нанес графику. На пальцы сделали резиновое покрытие. Теперь протез держится на руке, сгибается в локте и выглядит интересно. Стиль, скорее, промышленного робота. Когда хожу с дочкой погулять, детям очень нравится его разглядывать. Сейчас я тестирую эти модификации и хочу перенести наработки и в свой проект. На очереди «рабочие протезы» с насадками для штанги, жима, езды на велосипеде. Ориентированы на спорт, но помогут при решении различных задач. Комплектующие заказаны, материалы для гильзы уже едут. Но удовольствие это недешевое, пока собрал 60 тысяч, осталось еще 300.
— Откуда вообще появилась страсть к сложным техническим самодельным вещам?
— Наверное, из детства. Папа с ранних лет меня Кулибиным называл. В школе мы с другом делали велосипеды для трюков и убивали их за один день, варили рамы собственной геометрии, дорабатывали детали. Затем это коснулось мототехники и автомобилей. Я пытался изменить большинство предметов, окружавших меня, это весело!
— Когда ты понял, что можешь создать движущийся протез самостоятельно?
— Я не знаю ни одного примера действительно успешного проекта, реализованного одним человеком. Хорошие вещи создаются хорошими командами. Прототипы лежат в ящике уже около трех лет, потому что я не могу делать все сам. Мое дело — думать, крутить шарик трекбола, взаимодействовать с людьми и машинами. Нужно привлекать специалистов из разных областей, платить им за работу. Совсем недавно, после оценки результатов, я понял, что продвинулся в профессиональной среде и готов строить больше.
— На какой стадии сейчас находится создание прототипа?
— Сейчас на практике испытываю миоэлектрический протез, разрабатываю концепцию будущего протеза. Мы уже сделали простую электронику из того, что нашли в свободном доступе, испытываем даже палец для управления сенсорными экранами. Активный тяговый протез уже шевелит пальчиками, а «рабочие» спортивные протезы сейчас заказаны, собираю деньги. Мне нужно испытать то, что существует, чтобы было понимание, как сделать лучше и доступнее. Протез — это не только средство для выполнения бытовых задач вроде «подержать чашку» или «порезать огурчик». Даже самые навороченные бионические кисти за 5 миллионов рублей не способны справляться с ножницами! Я взял ножницы и адаптировал их к своим культям, детали напечатал на 3D-принтере в своей мастерской за 6 часов, еще пару часов заняла сборка. Теперь я свободно справляюсь с резкой чего-либо. Таким же образом я сделал инструмент для застегивания пуговиц.
Моя задача адаптировать средства реабилитации для увлечений и работы людей с нестандартными потребностями. Я переделал органы управления на электросамокате и теперь гоняю на нем. Сейчас сезон вейкборда — делаю крепления для руля, буду обучаться. Кто-то мечтает — и сможет — писать картины, играть на барабанах, держать винтовку или весло лодки. Я хочу создать техническую и инструментальную базу, а команда будет создавать средства реабилитации. И, что немаловажно, обеспечит сервис юридической поддержки будущих клиентов.
Часто слышу про высокотехнологичные и высокофункциональные протезы, но их имеют единицы. Остальные же хорошо, если пользуются хотя бы средневековым крюком. Сейчас как раз то время, когда технологии доступны каждому. Я понимаю, что продукт может быть доступным, а порядок получения протезов более простым. Предприятие будет коммерчески эффективным, без отмывания денег за счет протезирования по космическому ценнику. Я верю в то, что скоро настанет время, когда слепой будет делать больше, чем сейчас зрячий.
— Человечество запускает автомобили на Марс, строит лунные модули, но не может создать достойные и доступные протезы. Почему?
— Это адекватная ситуация в рамках существующей финансовой системы. Человечество может, но рамки позволяют лишь отмывать деньги в сфере протезирования. Вместо тысячи слов я бы запостил тебе картинку, где миллионы современных людей с крюком пирата вместо кисти указывают в небо и кричат: «Люди полетели на Марс, на Марс полетели!» Честно говоря, стоит задуматься, действительно ли такое общество может считаться цивилизованным?
Если вы хотите помочь Роману финансово и поддержать его в стремлении создать доступные и функциональные протезы, переводите средства по указанным реквизитам.
СБЕРБАНК
Nedilko Roman Sergeyevich
Карта № 2202 2026 6098 2335
SWIFT — SABRRUMM
VISA
Nedilko Roman Sergeyevich
Card № 4890 4946 5999 3398
QIWI-кошелек
+7 978 782-55-24