Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Другие виды спортаОлимпийские игры
13 декабря 2022, Вторник, 22:09

Пережил издевательства в лагере смерти и принес СССР историческое золото Олимпиады. Невероятная судьба тяжелоатлета

РИА Новости / Getty Images
Поделиться
Комментарии
Невероятная история человеческой стойкости.

В этом году исполнилось 70 лет с того момента, как сборная СССР впервые приняла участие в летних Олимпийских играх. Случилось это в Хельсинки. Sport24 рассказывает невероятную история тяжелоатлета Ивана Удодова, который завоевал одну из первых золотых медалей той Олимпиады.

Для Олимпийских игр-1952 участие бывших узников немецких концлагерей было делом почти обычным. В составе сборной СССР таких было трое — гимнаст Виктор Чукарин, штангист Иван Удодов и борец-классик Яков Пункин. Яркую историю, случившуюся на тех Играх, рассказывала чемпионка Хельсинки в метании диска Нина Пономарева:

«На Играх люди раздражены, нервы на пределе. Лишний раз никто не остановится, не поговорит… Но я была на финальной схватке Яши Пункина. Даже сейчас наворачиваются слезы. Он побеждает, судья вскидывает руку — и все видят ниже локтя тысячу какой-то номер, оставшийся от концлагеря. Судью будто током ударило. Закатывает рукав — у него тоже наколот рядок цифр. Крепко обнимает нашего борца. Оказалось, сидели в одном лагере!»

Getty Images

Не менее эпичной получилась победа на той Олимпиаде тяжелоатлета Удодова. Прежде всего, благодаря тому пути, который он прошел, чтобы выступить на главном мировом спортивном форуме. Трудности преследовали Ивана с самого детства — он родился в поселке Глубокий Ростовской области, рано остался без родителей и воспитывался в детском доме. Парню не исполнилась и 17 лет, как началась Великая Отечественная Война. Фашисты взяли под контроль Глубокий летом 1942-го и удерживали около полугода, параллельно вывозя население поселка в Германию. Не избежала эта участь и Удодова.

Иван не сразу попал в концентрационный лагерь. По началу на физическую форму советского мальчишки обратил внимание один из немецких военачальников и забрал работать к себе на ферму — Удодов трудился на конюшне. Будущему олимпийскому чемпиону повезло? Как бы не так — фермер заставлял его голодать, часто избивал. Иван проявлял удивительное терпение, но однажды не смог сдержать эмоций: он жестко ударил своего мучителя подвернувшимся под руку скребком для чистки лошади. В этом момент судьба Удодова была предрешена — его ждал Бухенвальд.

Начались полтора года издевательств — голод, адский труд, отсутствие отдыха. Характер Удодова не позволял спокойно мириться со всем этим, он несколько раз пытался бежать. Увы, безуспешно. После очередной попытки Иван каким-то чудом избежал расстрела. Еще один невероятный факт — в Бухенвальде будущий спортсмен мог умереть от… обжорства. Однажды узники добрались до продуктовых запасов и набросились на них, начав в сухомятку есть хлебные буханки. Большинство наелись до смерти, а Удодова спас он из товарищей, который отпоил Ивана теплой водой.

Он дожил до того момента, когда в Бухенвальд пришли американские войска, но весил всего 27 килограммов. Из концлагеря Ивана выносили на руках. Ни о каком спорте речи тогда не шло, Удодова ждала борьба за жизнь. Первые два года реабилитации практически не принесли результата, тогда лечащий врач предложил узнику Бухенвальда заняться физкультурой. Сначала были пешие прогулки, потом пробежки, позже в руках Ивана окажется штанга и станет его судьбой.

Его путь к Олимпийскому золоту начался в 1947 году. Соревнования по тяжелой атлетике тогда состояли из трех элементов — жим, рывок, толчок. Иван без устали совершенствуют каждый из них, а тренеры начинают замечать, что на их глазах растет уникальный спортсмен.

«Вот что удивительно: он никогда не может достаточно четко сформулировать не только другим, но даже себе, как достигает больших результатов. Это тот редкий случай в спорте, когда у спортсмена почти отсутствует рассудочность, и он все делает интуитивно. У Удодова какой-то внутренний барометр, который безошибочно подсказывает ему, что можно и чего нельзя делать на тренировках и соревнованиях», — позже писал об Удодове главный тренер сборной СССР Яков Григорьевич Куценко.

Серебро Спартакиады Юга СССР, золото чемпионата Советского Союза и запрет на выезд на международные соревнования. Правительство сомневается в благонадежности недавнего узника концлагеря и не выпускает его за границу. Но сборной страны нужен был Удодов, в итоге вопрос о его участие в хельсинской Олимпиаде решался в Кремле. Ивана отпустили в Финляндию, но на Игры он ехал далеко не в статусе фаворита.

Золото в легчайшем весе (до 56 килограммов) было «гарантировано» иранцу Махмуду Намдью, который уже имел в активе три победы на чемпионатах мира. Плюс, Намдью привез в Хельсински своего талантливого ученика Али Мирзаи. В историю вошел диалог, который состоялся между советским и иранскими спортсменами до старта соревнований:

«— Я буду первый, мой ученик возьмет «серебро». А ты… Ну пусть ты будешь третий!

— Да пошел ты! Даже Гитлер не смог меня победить!»

Соревнования тяжелоатлетов-легковесов на Олимпиады в Хельсинки достойны экранизации. Удодов уступал Мирзаи после жима, догонял его в рывке, но в толке Али проваливается и остается на третьей строчке — начинается разборка за золото между Иванои и Намдью. Советский атлет толкает 127,5 кг, Махмуд заказывает 132,5 кг.

«От самоуверенности любимца иранского шаха не осталось и следа. Он выбежал к штанге и заметался. В огромный зал «Мессухали-2», притихший и настороженный, понеслись заунывные звуки молитвы из Корана. Завизжав под конец «Аллах!», Махмуд отчаянно бросился на снаряд, как бросаются в пропасть», — так описывал происходившее один из журналистов.

Ритуалы не помогли Намдью — он сумел поднять штангу только до пояса. Удодов, спустя 7 лет после освобождения из Бухенвальда, стал олимпийским чемпионом. Первым олимпийским чемпионом по тяжелой атлетике в истории СССР.

«Нужно было бы для победы сделать еще больше — я бы, вероятно, сделал. Нужно было бы пойти на опасный риск — я бы пошел. Потому что мы здесь боремся не за свою славу, не за какие-то свои личные выгоды, а за спортивную честь своей страны», — написал Иван в стенгазете «За Родину!», которую выпускали в Хельсинки советские олимпийцы.

РИА Новости

Позже Удодов будет выиграет чемпионаты мира, Европы и СССР, но на Олимпиаду больше не попадет — говорят, из-за характера: прошедший фашистский ад спортсмен привык говорить только правду. Иван станет настоящим любимчиком Ростова-на-Дону, после окончания карьеры попробует себя не только в роли тренера, но и мясника, пойдя по стопам отца. Всю жизнь Удодова, которого не стало в 1981-м, будет сопровождать чувство голода, к которому он привык в Бухенвальде. Любимый рецепт говяжьего бифштекса он передал своим сыновьям:

«Берите только что разделанное говяжье мясо. Пушистое, пока еще дышит. И на сковородку. До корочки — с одной стороны. Переворачиваем и бросаем лук. Как только подрумянится — все, готово!»

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0