Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Жизнь
9 марта 2023, Четверг, 21:04

Запрещенный в СССР фильм Рязанова: эту комедию сняли с проката и скрывали от зрителей больше 25 лет

youtube.com
Поделиться
Комментарии
Власти были очень недовольны сюжетом картины.

Эльдар Рязанов — один из величайших режиссеров в истории советского кино. Он принял непосредственное участие в съемках более 30 картин, о многих из которых каждый из нас слышал хотя бы раз. Например, «Берегись автомобиля» (1966), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), «Ирония судьбы, или c легким паром!» (1975) и многие другие. Но далеко не все фильмы Рязанова ждал громадный успех и понимание со стороны зрителя. Один из самых больших конфузов в карьере режиссера произошел в 1961 году, после выхода в прокат фильма «Человек ниоткуда», снятого по сценарию Леонида Зорина.

На тот момент Эльдар снял всего два, но при этом сверх успешных фильма — «Карнавальную ночь» и «Девушку без адреса». Однако сюжет новой картины был весьма провокационным и значительно отличался от официальной позиции государства. Высшее руководство СССР активно гордилось результатами грамотной внутренней политики: Юрий Гагарин готовился стать первым человеком в космосе, экономика развивалась бешеными темпами, уровень преступности находился на историческом минимуме, а граждане имели отличный шанс застать эпоху коммунизма.

youtube.com

Среди всей этой вакханалии позитива и счастья обличительный фильм Рязанова пришелся очень некстати. В своей картине знаменитый режиссер во всей красе продемонстрировал недостатки жизни в Советском Союзе, а советские граждане были выставлены в негативном ключе. Даже сцена комичного взлета ракеты с Ленинских гор казалась актом уничижения в отношении Юрия Гагарина, совершившего настоящий подвиг. А истории главных героев в лице Чудака, так и не превратившегося в человека, и геолога Поражаева, прослывшего плохим учителем, никак не вязались с тем, о чем каждый день писали в газетах и говорили по телевизору. А главная претензия к творению Рязанова заключалась в том, что его герои в процессе повествования не становятся лучше. Они остались ровно теми, кем являлись с самого начала. Поэтому фильм тут же был обвинен в безыдейности и попытке очернить жизнь простых граждан СССР. Такое мнение было у чиновников, которые увидели картину до премьеры. Впоследствии такую точку зрения поддержало и абсолютное большинство зрителей.

Премьера провокационного фильма состоялась в Доме кино. Некоторые коллеги Рязанова смогли отыскать в его творении позитивные моменты. Но все-таки массовый зритель был совершенно не готов к такому взгляду на жизнь в их любимой стране. Такого же мнения остались и многие критики, разгромившие картину в прессе. А 24 октября 1961 года, во время 22-го съезда КПСС, идеолог партии Михаил Суслов произнес судьбоносную для фильма Эльдара Рязанова речь:

«К сожалению, нередко еще появляются у нас бессодержательные и никчемные книжки, безыдейные и малохудожественные картины и фильмы, которые не отвечают высокому призванию советского искусства. А на их выпуск в свет расходуются большие государственные средства. Хотя некоторые из этих произведений появляются под таинственным названием, как «Человек ниоткуда». Однако в идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда, не оттуда. Неизвестно также, откуда взяты, сколько и куда пошли средства на производство фильма. Не пора ли прекратить субсидирование брака в области искусства?».

youtube.com

После этого фильм сняли с проката на долгих 25 лет. Лишь в 1988 году его снова допустили к показу, отдав таким образом дань уважения великому режиссеру за его труды.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0