У сборной России ужасное большинство, но в Пекине это не имеет значения. Еще один парадокс Олимпиады
Прямо сейчас в Китае проходит самая безумная Олимпиада в истории. Чего только стоит «пузырь», ежедневные тесты на ковид и регламент хоккейного турнира, который предполагает возможность вручения двух комплектов золотых медалей. Впрочем, на практике все не так страшно. Массово ни одна команда ни среди мужчин, ни среди женщин не заболела. Никому не пришлось выходить на матч в усеченном составе. Безумия с отменами игр как на минувшем МЧМ удалось избежать. Впрочем, кое-какую аномалию на этой Олимпиаде мы все-таки заметили.
Аномалия это чисто хоккейная. Вы наверняка неоднократно слышали мантру о том, что большинство и меньшинство — это компоненты, без которых в современном хоккее никуда. Особенно когда дело касается игр плей-офф. Мол, в равных составах команды друг другу почти ничего не позволяют и стараются играть предельно строго, а в большинстве можно получить тот самый заветный свободный лед. А еще игра спецбригад считается показателем мастерства тренеров. Не умеешь поставить розыгрыш лишнего? Вон из профессии!
И вот эту теорию, процветающую не первое десятилетие, Олимпиада в Пекине разбивает в пух и прах. Поразительно, но из 6 худших команд по игре в меньшинстве — 4 в полуфиналах. Из 5 лучших команд по большинству только Финляндия добралась до столь поздней стадии. Чехи с 41,6% реализацией большинства вылетели в квалификационном раунде. Канадцы, за весь турнир всего однажды пропустившие в меньшинстве, выбыли на следующей стадии.
Сборная России выделяется даже на этом фоне. Команда Алексея Жамнова абсолютный аутсайдер по нейтрализации чужого большинства. Несмотря на то, что наш тренерский штаб взял в Пекин целую ораву чернорабочих, они пропустили уже пять шайб в форме «4 на 5». Правда, во многом статистику здесь подпортил матч с чехами, которые половину от шести голов забросили в большинстве. Спасибо Дмитрию Воронкову и его локтю.
Со своим большинством дела у россиян немногим лучше: 14,2% и 9 место из 12. Причем обе шайбы забросили защитники Войнов и Нестеров бросками от синей линии. Розыгрыш, даже при наличии такого дирижера как Вадим Шипачев, отсутствует как класс. Порой были и проблемы со входом в зону. Причем такие проблемы возникали и у предыдущих тренеров сборной России. Настоящей катастрофой обернулись попытки реализовать лишнего на Кубке мира в Торонто, где Знарку не помогли даже Панарин, Кучеров и Овечкин с Малкиным.
У наших соперников по полуфиналу шведов с игрой в неравных составах чуть получше. Но тоже есть свои нюансы. Три из пяти шайб в большинстве они забросили в ворота заклятых соседей-финнов. А во всех остальных играх у Юхана Гарпенлова была только одна опция — бросок Лукаса Вальстрема из правого круга вбрасывания. Похожую шайбу, только с противоположной стороны, забил защитник Лукас Бенгтссон, а Антон Ландер плодотворно поработал на пятаке. Интересно, что если у сборной России было уже несметное количество вариантов большинства, то у шведов главенствует бригада Томмернес-Пудас-Клингберг-Ландер-Валльмарк. Альтернатив ей практически нет.
Но вернемся к главному вопросу. Насколько аномальна ситуация, когда лучшие команд турнира являются одновременно аутсайдерами по игре в неравных составах? Для этого обратимся к другим лигам и международным турнирам.
Олимпийские игры
Если вспоминать прошлые Игры, то нынешнее положение дел и правда нетипично. Тогда сборная России, взявшая золото, стала третьей по игре в большинстве и лучшей по меньшинству. А как иначе, если спасительный бросок в финале с немцами Никита Гусев забросил, когда Сергей Калинин отбывал двухминутный штраф, а золотой гол Кирилла Капризова пришелся на большинство? Только словаки в самом первом матче сумели использовать наше удаление, а все оставшееся время в Пхенчхане россияне не проигрывали и не пропускали в меньшинстве. Что до других команд, то «медальные» Канада и Германия были в топ-4 лучших по реализации лишнего.
А что, если вернуться в Сочи? Тогда тоже лучшие команды были лучшими по игре в неравных составах. Чемпионы канадцы всего однажды пропустили в меньшинстве, а их соперники по финалу шведы забивали в каждом третьем большинстве. Финны в Сочи пять раз использовали чужие удаления, в том числе Алексея Емелина в том самом роковом четвертьфинале. При этом меньшинство команды Суоми было худшим наряду с латвийским! Кто бы мог подумать, когда речь идет о традиционно прагматичных наших северных соседях?
Чемпионаты мира
Возьмем другой, чуть более продолжительный, турнир сборных. И первое, что бросается в глаза — 35% большинства сборной Казахстана на последнем чемпионате мира. В Риге семь реализованных попыток помогли казахам сохранить прописку в элите и даже включиться в гонку за плей-офф, но не более того. И вся четверка лучших команд по большинству ЧМ-2021 провалились с треском: шведы не вышли из группы, а швейцарцы и чехи не выиграли ни одного матча плей-офф. Канадцы, ставшие чемпионами, только восьмые. На одну строчку ниже, чем сборная России, пропустившая «кленовых» дальше.
Теперь вернемся к последнему доковидному чемпионату мира. Он нам запомнился эпичным поражением звездной сборной России от рабоче-крестьянской Финляндии. Что те, что другие хорошо смотрелись в меньшинстве, а вот большинство хромало что у победителей того полуфинала, что у проигравших. А четверки лучших команд турнира и лучших по реализации лишнего совпали только в одной точке — Канаде. Латышам, американцам и словакам этот компонент никак не помог. А вот Швеция Рикарда Гренборга, делавшая недавно золотой дубль, в неравных составах была почти безупречна.
КХЛ
Регулярный чемпионат в нашей лиге хоть и не был доигран, но его выборка вполне репрезентативна. Из 16 команд, пробившихся в плей-офф, сразу 4 не вошли в число 16 лучших по игре в большинстве. Особенно бросается в глаза третье место с конца «Ак Барса» — одного из фаворитов сезона. При этом «Витязю», рижскому «Динамо», «Торпедо» и «Автомобилисту» высокий процент реализации не помог зацепиться даже за восьмую строчку в своей конференции. У всех были свои проблемы, которые перевешивали налаженный розыгрыш большинства: от чехарды с вратарями до отсутствия сбалансированности в составе.
Но регулярка регуляркой, а тезис про важность неравных составов обычно употребляется в отношении матчей на вылет. «Авангард» Боба Хартли в обоих сезонах, когда доходил до финала, пробивал планку в 25% большинства, а в 2019-м и вовсе был лучшим в плей-офф. Но вот противостоявший ему ЦСКА, в том числе в чемпионский сезон, не входил и в пятерку. Парадокс, но чаще всего убойное большинство отличает команду, проигравшую в финале («Лев»-2014, «Металлург»-2017, «Авангард"-2019). Последний, на данный момент, кубок «Ак Барса» сопровождался реализацией менее 20%, а первые чемпионские сезоны Билялетдинова в этом плане были еще хуже.
НХЛ
Ну и куда без сильнейшей лиги мира? Здесь вроде бы образцом отношения к игре спецбригад должна быть «Тампа». Свой первый Кубок Стэнли «молнии» взяли с показателем 22%, а через год повысили процент до фантастических 34%. Но даже прошлым летом лучше команды Джона Купера в этом компоненте были «Бостон» с «Колорадо». Однако в финалах конференций не было ни тех, ни других. Зато туда умудрился протиснуться «Вегас», который традиционно строит свою игру на силе и агрессии, тогда как по игре в большинстве они были абсолютно худшими среди всех участников плей-офф. 9,3% — это самый настоящий позор, а одновременно шах и мат тем, кто считает, что неравные составы могут озолотить любую команду. Это лишь один из инструментов, с помощью которого можно выплавлять кубки. А нынешняя Олимпиада скорее подсветила это непопулярное мнение, чем совершила какую-либо революцию.