Хоккей
4 сентября 2021, Суббота, 11:00

Гончар и Набоков, а не Зубов и Буре. Кем сборная России должна усилить штаб к Олимпиаде

Сергей Гончар, Евгений Набоков
Getty Images
Поделиться
Комментарии
Главным, кажется, все равно будет Брагин.

Штаб сборной России на Олимпиаде в Китае — чуть ли не главная загадка российского хоккея. Останутся ли в нем Александр Титов и Альберт Лещев, которые ездили на чемпионат мира в Ригу? Встанет ли на лавку глава штаба Роман Ротенберг, чье присутствие среди тренеров СКА уже не вызывает удивления. Может ли вернуться Олег Знарок, пусть даже в статусе помощника или консультанта Валерия Брагина? Вопросов столько, что с ними могут не справиться даже знатоки из «Что? Где? Когда?».

Но с чем точно невозможно спорить — сборной России нужен свой человек из НХЛ. Не для галочки, а для практической необходимости. Член штаба, знающий специфику лиги, откуда будет больше всего игроков, способен дать уйму информации. Как по соперникам, так и по нашим энхаэловцам. А вот дальше идет развилка. Будет ли это иностранец или русский? Специалист, прямо сейчас тренирующий в сильнейшей лиге мира или просто когда-то там игравший?

Иностранец — сразу нет. И даже несмотря на то, что в сборной уже работает швед-методист, швед-тренер вратарей и канадец израильского происхождения с расплывчатым функционалом. Но все это в большей степени обслуживающий персонал, шестеренки в механизме. Никто, от Юханссона до Бохнера, не принимает ключевых решений. Не определяет стиль игры. А если приглашать иностранца с опытом работы в НХЛ, он не должен быть памятником.

Довольно часто применительно к сборной России звучит фамилия Боба Хартли. И вроде бы все выглядит складно. Человек выигрывал Кубок Стэнли и Кубок Гагарина, был успешен по обе стороны океана, уже адаптировался к нашим реалиям, имеет связи в НХЛ. Боб мог бы даже не вставать на лавку, а стать консультантом, коим в 2014 году в Сочи для Канады был Ральф Крюгер — немец канадского происхождения, долго работавший со швейцарской сборной. Но…

Александр Мысякин, Sport24

Надо понимать наши реалии. Хартли — флагман и знамя «Авангарда». Тренер команды, которую под свое крыло несколько лет назад взял Александр Крылов. А у него с Романом Ротенбергом довольно противоречивые отношения. Открыто два выходца из «Газпрома» не воюют, но ни для кого не секрет: глава штаба и многолетний босс СКА крайне ревностно относится к коллеге, который чуть позже, но также самозабвенно, увлекся хоккеем. Приглашение тренера «Авангарда» в сборную возможно только при условии переезда в Питер (см.пример Константина Шафранова).

Так кем же хотят усилить штаб сборной на самом деле? Тут впору вернуться к июльскому интервью Александра Кожевникова. Нет, не смейтесь. Двукратного олимпийского чемпиона уже перестали воспринимать всерьез, а его наезды на Хартли впору пропускать мимо ушей. Но Кожевников — человек приближенный к нынешнему руководству федерации. Не зря его высказывания всегда по ветру с политикой партии. И именно поэтому фамилии, озвученные этим экспертом, стоит воспринять со всей серьезностью.

«Всячески поддерживаю продвижение по линии ФХР и ИИХФ Павла Буре, насколько слышал, он тоже будет востребован в штабе. Как и Сергея Зубова — этого тренера, выигрывавшего и Кубок Стэнли, и Кубок Гагарина, вроде бы тоже планируют привлечь к Пекину. У Жамнова с Буре и Зубовым за плечами — все возможные трофеи и под три тысячи матчей в НХЛ. Буре с Жамновым в одной связке — и, кстати, под руководством Юрзинова-старшего — вытянули сборную к серебру Олимпиады в Нагано-1998. 24 года от Японии до Китая — такого олимпийского стажа не будет на скамейке ни у одной другой сборной в мире», — говорил Кожевников порталу Russia-Hockey.

Ярослав Неелов, photo.khl.ru

Впрочем, воспринимать серьезно этих кандидатов не получается. Особенно Буре. Классного игрока, одного из героев «серебряного» Нагано, но никак не тренера. Уже несколько лет Русская ракета находится рядом с ФХР, занимается продвижением проекта «Красная машина», а вскоре должен войти в совет ИИХФ. И все эти роли абсолютно представительские, не имеющие ничего общего с каждодневной работой. Кстати, сам Павел в майском интервью, посвященном своему 50-летию, говорил, что тренерство «это не совсем мое». Заставят ли его изменить мнение?

Сергей Зубов, конечно, кандидат менее абсурдный и в некотором роде даже практичный. Как минимум потому, что его тренерский стаж насчитывает уже 10 лет. Правда, половину от этого срока великий в прошлом защитник провел в качестве ассистента, а главным работал в основном с командами средней руки. Вот и сегодня он возглавляет рижское «Динамо», которому за счастье будет выйти в плей-офф. А еще игровой стиль команд Зубова кардинальным образом отличается от того, в какой хоккей играл сам Сергей. Прямо скажем, на его «Сочи» смотреть было тяжело. Если не сказать невыносимо.

Роман Кокшаров, photo.khl.ru

Но что объединяет Буре и Зубова, так это отсутствие как такового опыта работы тренером в НХЛ. И если Сергей в разное время был консультантом в «Сент-Луисе» и «Далласе», то Павел с тех пор как в начале века завершил карьеру игрока, не имел никакого отношения к какому-либо североамериканскому клубу. Его знания об НХЛ давно устарели и обесценились. Он играл в совершенно другой лиге: c иными правилами, трендами и игроками. Буре если и следил все эти годы за НХЛ, то не более пристально, чем все, кто это делают из России.

Если наша федерация действительно хочет защитить титул олимпийских чемпионов, а не просто создать иллюзию бурной деятельности, то приглашения должны прийти Сергею Гончару и Евгению Набоковым. В отличие от Буре, они обладают не только звездным игроцким бэкграундом. Гончар на протяжении нескольких лет работал тренером в «Питтсбурге» и до прошлого сезона даже стоял на лавке, что с нашими тренерами в НХЛ не случалось очень и очень давно. Набоков, в свою очередь, остается действующим тренером. Евгений второй год работает с вратарями в «Сан-Хосе», а до этого занимал должность тренера по развитию.

Getty Images

Набоков нужен сборной России не только из-за факта энхаэловского опыта. У него отличный контакт с Андреем Василевским — первым номером нашей команды на Олимпиаде. Набоков был напарником и старшим товарищем для Васи, когда тот еще не был лучшим вратарем мира, а только начинал свое восхождение. А доверие между голкипером и его наставником это то, что точно не стоит недооценивать. Да и для других наших вратарей фамилия Набокова звучит весомее, чем Перссон. А ведь после ухода Рашита Давыдова именно этот загадочный швед занял его должности в СКА и сборной России.

Гончар говорит, что к нему из федерации пока не обращались. И если в ФХР будут тянуть или вовсе откажутся от его услуг — это будет грандиозная ошибка. Хотя бы потому, что статус освобожденного тренера, коим сейчас могут похвастаться не многие, расширяет функционал Сергея. Помимо работы в штабе на самой Олимпиаде Гончар мог бы стать скаутом и тем самым человеком, который на протяжении всего олимпийского сезона поддерживал бы отношения с кандидатами, навещал их в клубах и просто был в контакте. Но пока нас лишь пытаются отвлечь громкими фамилиями, за которыми в сущности ничего не стоит.

Getty Images

Подпишитесь на телеграм-канал Дмитрия Ерыкалова

Олимпийские игры
Сборная России по хоккею
Сергей Зубов
Павел Буре
Евгений Набоков
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0