Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
ХоккейНХЛ
16 июля 2021, Пятница, 15:00

25 лет назад главный тренер ЦСКА бился с «Детройтом» за новый контракт. Федоров получил $28 млн за полгода

Getty Images
Поделиться
Комментарии
И в итоге добился своего.

Несколько дней назад ЦСКА буквально взорвал информационное пространство громким трансфером. Нет, это было не возвращение Капризова из НХЛ и не громкий обмен внутри нашей лиги. Этот переход вообще не касался игроков армейцев — изменения произошли на тренерском мостике одного из сильнейших клубов КХЛ. Речь, разумеется, о замене Игоря Никитина на Сергея Федорова. Во времена игровой карьеры Федоров был одним из лучших форвардов мира и ярчайшим хоккеистом с выдающимся набором умений и навыков. Однако была в его выдающейся биографии конфликтная ситуация, которую ему припоминают до сих пор. Sport24 вспоминает обстоятельства забастовки нападающего «Детройта», которую он устроил из-за неудовлетворенности предложенными ему условиям по новому контракту.

Все действо происходило в сезоне-1997/98. К тому моменту русский форвард выступал за «Ред Уингз» 7 сезонов и за это время превратился в одну из главных звезд лиги и не раз становился обладателем целой россыпи индивидуальных наград по итогам регулярного чемпионата. Федоров получал признание как от игроков и тренеров, так и от прессы, а среди его наград были и «Селке Трофи» (награда лучшему нападающему оборонительного плана), и «Харт Трофи», что ярко говорило о его универсализме.

Что говорить, если в звездном «Детройте» первой скрипкой считался не герой поколения Стив Айзерман, а обычный советский парень, покоривший лигу с наскока и в итоге ставший настоящим бриллиантом? Вполне логично, что после первой победы в плей-офф Кубка Стэнли в 1997 году Федоров захотел прибавки к жалованью и ожидал от клуба роскошного предложения по контракту, который истекал у него аккурат после чемпионского сезона. Однако ожидания Сергея разбились ровно в тот момент, когда он получил предложение от своей команды: боссы «Детройта» дали ему те же условия, что были прописаны в его старом контракте — $4,5 млн. Даже учитывая тот факт, что в те годы в «Ред Уингз» выступали сплошные звезды НХЛ, из-за чего у команды были большие проблемы с платежкой (потолка зарплат тогда еще не существовало, однако карман владельца клуба Майка Илича тоже не был бездонным), это предложение было настоящим грабежом. Айзерман, Лидстрем, Шенахан, Козлов, Ларионов и Осгуб получали существенно больше звездного россиянина. Это прекрасно понимал и сам Федоров, поэтому избрал весьма жесткую позицию и заявил, что готов бастовать целый год, лишь бы добиться справедливого признания своих заслуг. Забегая вперед, стоит сказать, что это ожидание не дало будущему главному тренеру ЦСКА ровным счетом ничего: осенью он получил на стол предложение на $5 млн, а затем на $6,125 млн. Очевидно, что Сергей ждал совсем не такой прибавки.

«Четыре с половиной миллиона в год — это, бесспорно, абсурдное предложение. Сергей в самом расцвете сил, 28 лет, специалисты его ценят очень высоко, а они хотят, чтобы он играл за меньшие деньги, чем значительно более возрастной Айзерман, который за 4 года должен получить больше 30 миллионов!» — негодовал отец игрока.

По совету своего агента Майка Барнетта Федоров не явился в тренировочный лагерь и был верен своему слову, продолжая забастовку. Сергей частенько припоминал случай Кена Драйдена в 70-х годах, который пропустил весь сезон и в итоге добился справедливой оценки своего труда, поставив подпись под желаемым контрактом.

В качестве дополнительного рычага давления форвард начал использовать предстоящую Олимпиаду, на которой он собирался выступить, для чего даже начал тренироваться с командой OHL «Плимут Уэйлерз», базировавшейся в Детройте. И именно участие в престижном международном турнире спровоцировало последующее предложение от «Каролины», составленное в том числе таким образом, чтобы насолить «Детройту»: 6 лет с окладом в $2 млн, но также закладывалось 2 бонуса ($14 млн при подписании контракта и $12 млн за выход в финал конференции).

В те годы «Харрикейнз» были бесконечно далеки от попадания в плей-офф, поэтому, разумеется, ни о каком финале конференции и речи быть не могло. Чего не скажешь о «Детройте» — с расчетом на это и было составлено это предложение. И если знать, что между владельцами этих команд была давняя вражда, то все становилось понятно. Босс «Каролины» Питер Карманос на самом деле не слишком хотел получить Федорова, он лишь желал создать дополнительные проблемы своему визави Майку Иличу, который в то время страдал от проблем с сердцем и проходил курс реабилитации. Да и финансовое положение Илича, как и его здоровье, было далеко от идеала: большая часть денег владельца клуба была задействована в строительстве нового стадиона для бейсбольной команды, поэтому свободных средств для подписания Федорова у него не было.

«Мы с Кенни понимали — контракт просто ужасен, „Харрикейнс“ хотят повесить на нас этот груз, чтобы мы отказались, а пять пиков первого раунда — огромная цена за потерю лишь одного игрока. Но несмотря на это, мы порекомендовали семье Илич только одно — нужно повторить предложение и принять условия Сергея Федорова», — говорил вице-президент «Детройта» Джеймс Девеллано.

В итоге боссы «Ред Уингз» приняли непростое решение и повторили условия, предложенные «Каролиной». Однако для этого им пришлось взять кредит в банке.

«Люди удивятся, но даже у очень богатых людей нет места в доме, откуда можно взять любые деньги. Это была просто огромная сумма, которую нужно было найти за очень короткий срок — это было сложно, учитывая платежную ведомость команды. Мы нашли решение — владельцы отправились в банк и взяли ссуду, которую мы потом называли „кредит на Сергея Федорова“. Позже Иличи говорили, что точно пошли бы на этот шаг снова», — рассказывал Девеллано.

И Федоров сходу начал отрабатывать эти деньги: в оставшемся до конца регулярки 21 матче он набрал 17 очков, прибавив к этому 10 шайб в 20 встречах плей-офф, которые привели «Детройт» ко второму Кубку Стэнли подряд. Учитывая подписной бонус, годовое жалование и бонус за выход в финал конференции, всего за полгода Федоров заработал $28 млн!

Однако если в плане результата на площадке и баланса лицевого счета у Сергея дела шли прекрасно, то после его трюка отношения с болельщиками «Детройта» не клеились от слова совсем. Фаны «Ред Уингз» считали его предателем, обдурившим их родной клуб. После очередной победы в плей-офф они поубавили свой гнев в отношении русского форварда, но забыть тот случай им так и не удалось. Сергей не стал для них своим, и через 6 лет ушел в «Анахайм» из-за более выгодного предложения со стороны «Дакс».

Подписывайтесь на хоккейный телеграм-канал Sport24

22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.

ХК Детройт Ред Уингз
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0