Почему в канун Нового года лучше не работать: легенда сборной СССР Рац чуть не остался инвалидом
Знаменитый полузащитник киевского «Динамо» и сборной СССР Василий Рац слыл фанатом режима. Он не умел расслабляться, обожал тренировки и никогда не филонил.
Благодаря такому фанатичному подходу Василий считался одним из лучших в стране на левом фланге полузащиты, стал легендой «Динамо» Киев и взял с клубом три чемпионства.
Тем не менее у такого образа жизни была и обратная сторона. В какой-то момент на фоне колоссальных нагрузок у Раца произошел срыв, после чего он стал невольно пугать окружающих.
«Вел себя, как лунатик. Жена ночью периодически привязывала его к кровати. А на базе соседом Раца по комнате был Беланов. Рассказывал: «Просыпаюсь среди ночи от удара кулаком по подушке. Открываю глаза — Рац стоит. «Вась, ты чего?» Молчит. Походил по номеру, лег, уснул. Утром Беланов крик поднял, мол, опасаюсь с Рацем жить. А тот ничего не помнит. Не верит, что такое было», — вспоминал Сергей Юран.
А однажды, в канун Нового года Василий едва не стал инвалидом из-за своего фанатизма.
Вспоминаем этот случай и доказываем, что 31 декабря лучше отдыхать, а не работать.
«Не мог пошевелить ни рукой, ни ногой — был в шоке!» Почему парализовало Василия Раца
После девяти лет, проведенных в киевском «Динамо», Василий Рац решил присоединиться к «Ференцварошу». Он знал венгерский язык и был уверен, что его семье будет лучше в Будапеште, а не в разваливающимся СССР, поэтому с удовольствием откликнулся на новый вызов.
К концу 1990-го переговоры были почти завершены. Но в канун Нового года, когда все уже готовились к празднику, полузащитник зачем-то отправился на тренировку и в итоге нажил проблемы со здоровьем, которые поставили под угрозу не только его карьеру в Венгрии, но и жизнь.
«Переговоры с венгерским клубом были почти закончены, я уже собирался в Будапешт — подписывать контракт. 31 декабря решил потренироваться на стадионе «Динамо». Побегал часок, с мячом поработал. Потом полчаса с мокрой головой прождал такси на Крещатике. Приехал домой, выпил сто граммов под елкой, как полагается. А ночью левая часть тела отнялась — не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. Я был в шоке! Жена Клара испугалась не меньше меня, тут же вызвала знаменитого динамовского врача Виктора Берковского — у него репутация кудесника, способного поставить на ноги любого. Тот приехал раньше «скорой» и не столько помог, сколько успокоил. Потом был госпиталь МВД, длительный курс восстановления», — рассказывал Рац.
Пока Рац лечился в госпитале, представители «Ференцвароша» отчаянно названивали футболисту и спрашивали, где он. Чтобы не провалить переговоры, поначалу Рац обманывал клуб. Но вскоре решил во всем признаться.
«На ранней стадии болезни я думал только о том, как бы на ноги встать. Лежал в госпитале, а представители «Ференцвароша» все названивали и удивлялись, почему я до сих пор не в Будапеште. Супруга сначала сказала, что я простудился. Но это был не выход из положения. Поэтому, немного оклемавшись, я сам позвонил в клуб и рассказал обо всем, что со мной случилось. В «Ференцвароше» к моей истории отнеслись с пониманием. Сказали, что будут ждать», — признавался Рац. «Пока я лежал, сознавал одно: если не встану на ноги, семья останется без средств к существованию. Видел, как страдают соседи по палате, которым врачи из-за отсутствия простейших медикаментов при всем желании не в силах помочь. И понимал: чем дольше останусь в госпитале, тем меньше шансов на выздоровление».
К счастью, футболисту удалось оклематься невероятно быстро. Уже через месяц его выписали с заметными улучшениями.
«Главное — я мог снова ходить! Пусть и с тростью, пусть левая рука порой отказывалась слушаться, но жизнь постепенно налаживалась. Мало верилось, что футболист Рац еще кого-то способен заинтересовать. И решил! Несмотря на перенесенную болезнь, мне предложили трехлетний контракт. Как потом понял, в расчете не столько на мое восстановление, сколько на рекламный эффект. Ведь я был единственным венгром в советской сборной и еще в середине 80-х, после того, как мы в Мексике обыграли Венгрию со счетом 6:0, стал в Будапеште не менее популярным, чем местные игроки», — говорил Рац.
Как Рац играл после возвращения: мучился, не мог пробить левой ногой
Чтобы Рац вернулся в футбол, клубу пришлось похлопотать. Так что Василий дебютировал за «Ференцварош» только летом 1991-го.
«Сколько инстанций пришлось пройти, чтобы в футбол вернуться, — не счесть. Поймите правильно: я не столько был фанатом своего дела, сколько думал о будущем семьи. И заработать мог единственной знакомой мне тогда работой игрой. Венгерские спортивные врачи, увидев меня в первый раз, ужаснулись и подписывать мою игровую лицензию отказались. Да и знаменитый профессор, меня наблюдавший, все отговаривал: одно неверное движение — и твоя болезнь станет необратимой. Не знаю, как президент «Ференцвароша» его убедил, но играть я смог — под личную ответственность президента», — рассказывал Рац.
К сожалению, Василий вернулся на газон лишь бледной тенью самого себя. Футболист признавался, что скорее мучился, чем играл: у него отсутствовала координация, не держался в ногах мяч, а от единоборств он постоянно падал. Тем не менее Рац все равно заставлял себя выходить на газон — ради будущего своей семьи.
«Главные мучения были все же не физического, а морального свойства. Публика ждала от Раца, которого помнила по мировому чемпионату в Мексике и европейскому в Германии, игры высокого уровня. А получила жалкое ее подобие. И все же надо отдать должное болельщикам: они меня приняли и ни разу не освистали. Хотя причин было предостаточно. Левой ногой бить не мог, да и былая координация осталась в прошлом. Футбол перестал быть для меня удовольствием, я заставлял себя выходить на поле», — вспоминал полузащитник.
Через боль Рац отыграл за «Ференцварош» 7 неполных матчей, в которых даже забил гол. А затем решил, что дальше так продолжать не может и закончил карьеру — в 1993 году.
Как сложилась судьба Раца
После окончания карьеры окунулся в бизнес: был коммерческим директором фирмы «Ласло Рац», закупал химическое сырье для производства полиэтилена, а вскоре основал компанию «Рац и сыновья».
В 1996-м вернулся в «Ференцварош» в качестве тренера и вошел в штаб Золтана Варги. Затем был помощником Сабо в киевском «Динамо», тренировал молодежь и основу «Оболони». А в 2011 году из-за проблем со здоровьем прервал тренерскую карьеру.
После восстановления в венгерских санаториях Рац решил поставить футбол на паузу. Сейчас он живет в Киеве. Иногда дает интервью и делится со СМИ своим мнением об актуальных событиях в украинском футболе.