Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
ФутболРПЛ
2 декабря 2021, Четверг, 14:06

Малосолов: «Fan-ID ставит всех посетителей стадиона в статус подозреваемых и подозрительных»

Евгений Семенов, Sport24
Поделиться
Комментарии

Футбольный болельщик, журналист и общественный деятель Андрей Малосолов высказался на тему вероятного введения паспорта болельщика (Fan ID) в России.

«Исторически сложилось, что протестные движения, поддержка или трагические события всегда связывали фанатские объединения. Самый яркий пример — это сборная России, где действует всероссийский нейтралитет, который был достигнут в 1997 году. С тех пор отношения в проблемных вопросах развивались позитивно. Пару лет назад болельщики целый тур чемпионата России протестовали, уходя, если не ошибаюсь, на 30-й минуте или после первого тайма. Тоже была достаточно громкая акция. Все они рождаются не на ровном месте, а после тех конфликтов, которые невозможно сохранить внутри, которые вылезают наружу. Эта практика, которая характерна для футбола, для фанатских движений и для всего, что футбол окружает.

Сама ситуация, при которой происходит принятие закона о Fan-ID, уже достаточно конфликтная. Теперь болельщики вынуждены будут доказывать свою лояльность и нужность футболу, регистрируясь в каком-то новом органе, о котором пока ничего не знают. Что это будет за орган, кто будет нести ответственность, какие будут критерии допуска или недопуска?

Сама буква закона о Fan-ID ставит всех посетителей стадиона в статус подозреваемых и подозрительных, потому что один из пунктов гласит, что отказать в Fan-ID могут человеку, которого просто подозревают в совершении неправомерных действий. Это очень расплывчатая формулировка. Клуб знает всех своих фанатов, потому что недостаточно приобрести абонемент, чтобы попасть на фанатские сектора. Нужно пройти собеседования.

Конфликт заложен и в системе общения с болельщиками. К диалогу ни болельщиков, ни фанатов не приглашают. Были заседания, малозначительные круглые столы. Но клубы и болельщики в публичной плоскости на серьезные заседания не приглашаются. Решения принимаются без них. И это тоже зона конфликта. Ладно фанатов не приглашают, но и потенциальных пострадавших — футбольные клубы — тоже не приглашают на такие мероприятия. Практически все клубы дали письменное отрицательное заключение по закону, либо с формулировками: «Давайте хотя бы отложим рассмотрение этого закона на послепандемийное время с учетом огромных проблем, с которыми сейчас клубы сталкиваются».

Если объективно посмотреть на картину, то сами клубы заинтересованы в болельщиках, и они практически все стараются адекватно реагировать на многие события. Диалог ведется. Известен факт, что у «Зенита» очень теплые отношения с болельщиками. Недавно у двух заводящих произошел небольшой конфликт на матче сборной. Суд оштрафовал и забанил их. Однако клуб помог юридически, и этот бан сняли.

Недавно беседовал с одним олдовым фанатом, который пришел на стадион в 83-м году. Я сам с 85-го года ходил с бабушкой и дедушкой, а с 87-го начал самостоятельно ходить на футбол, уже осмысленно на ЦСКА. За это время вспоминаю, помимо массы удовольствия, переживаний, боления, эмоций, выездов и прочего, одну сплошную борьбу с болельщиками у нас. В 80-е активных болельщиков не пускали на стадионы, маргинализируя их полностью, считая, что это какие-то антисоветские элементы. Но я в советское время уже был фанатом и антисоветского элемента никакого не было. Он появился, когда милиция доводила до абсурда все отношения со зрителями на стадионе. За хлопки выводили рядами, за шизу с флагом — секторами. Запрещены были галстуки и значки в цвет своего клуба. Потом начались 90-е с развалом всего. Стадион превратился в сплошное поле боя, 2000-е — это кресельные войны с ОМОНом. Вместо того, чтобы закрепить тот статус, который был в середине 2000-х: субкультура, флаги, перфомансы, — власть постоянно боролась с фанатами. В то время как все мировые, европейские арены были местами красочных шоу и цивилизованного боления. И у нас установилась достаточно благостная картина в результате работы Премьер-лиги, правоохранительных органов. Благодаря большей цивилизованности отношений и консенсусу между фанатами и клубами, договоренностям внутри фанатских движений, введению систем видеонаблюдения в середине нулевых, практически на нет свели околофутбол и хулиганство. Этот период счастья длился до чемпионата мира и 3 года после него. Сейчас его зачем-то разрушают.

В последние 10 лет на наших стадионах спокойная и благожелательная обстановка. Где нет насилия, куда спокойно ходят родители с детьми. И сейчас снова происходит обострение, которое совершенно никому не нужно. В первую очередь, субъектам футбола. Печальная картина. Я хожу на футбол и на центр, и на фанатку, где мы находимся бок о бок с активными болельщиками. А все эти меры могут привести к самым непредсказуемым и печальным последствиям для посещаемости и развития футбола в России», — сказал Андрей Малосолов в беседе с корреспондентом Sport24 Александром Быковым.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0