Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
ХоккейНХЛ
26 октября 2018, Пятница, 09:30

«Зачем воспитывать звезду, если через три месяца тебя уволят?». Тренер олимпийской сборной России

photo.khl.ru
Поделиться
Комментарии
Олег Браташ — о феномене Александра Могильного, уезжающей за океан русской молодежи и внуке Зинэтулы Билялетдинова.

Олег Браташ с 2016 года работает главным тренером олимпийской сборной России — по сути, этой второй состав главной команды страны. В интервью Sport24 специалист рассказал о национальной программе подготовки хоккеистов, отъезде молодых игроков в Северную Америку и новых Малкиных и Овечкиных

— Сейчас Вы работаете в олимпийской сборной России по хоккею. С «молодежкой» теперь не сотрудничаете?
— Да, как показала практика, очень сложно совмещать два поста, потому что совпадают календари на время сборов. В основном, все сборные собираются в европаузу, одновременно. У меня сейчас есть и другая работа. Это внедрение национальной хоккейной программы. Я являюсь ее главным экспертом-консультантом. Поэтому мы много проводим семинаров, мастер-классов, ездим с пресс-конференциями.

— Национальная программа развития — долгожданное событие для нашего хоккея. Что лежит в ее основе?
— В ее основу взяли наш успешный советский опыт, который был наработан прошлыми поколениями. Победные накопления, которые давали результат. Плюс взят современный опыт из других передовых хоккейных стран, которые тоже имеют свои национальные программы. Но это уже относится к новому времени, к новым технологиям. Это вещи, которые способствуют более эффективному воспитанию игроков. Самое главное в этой программе — это то, в каком возрасте делать упор на развитие того или иного компонента. Я считаю, что это самое главное. Потому что каждому возрасту присущи какие-то особенности организма. В том или ином возрасте какие-то вещи воспринимаются гораздо эффективнее. Упирая на физическое воспитание и упустив, допустим, техническую сторону в раннем возрасте, мы можем на выходе не восполнить это отставание игрока. Он будет потерян.

— В каком порядке выстраивать вертикаль развития начинающего хоккеиста. Есть отдельные составляющие — такие, как функциональная подготовка или техника с психологией. С чего начать?
— Программа, как раз, и отвечает на этот вопрос. Начинать должны с общего — не со специального хоккейного развития, а именно с общей физической подготовки. Ребенку нужно заложить этот компонент. Двигательная база: ловкость, координация, быстрота.

photo.khl.ru

— Сила?
— Сила придет позднее, нужны двигательные навыки, которые ему потом пригодятся. Необходимо не только научить кататься на коньках — это можно сделать и с медведем в цирке. Если мы будем только этому учиться, то мы будем такими же неуклюжими. Для начала нужна хорошая общая физическая база, для того чтобы заниматься другой специальной подготовкой.

— Дальше идет катание?
— Катание идет параллельно. Потом идет техническая составляющая. Потом идет игровое мышление. Нужно развиваться в игровом плане, развивать мозги. Плюс двигательные навыки, как инструмент: быстрота, координация, ловкость, скорость. Позже идут тактические схемы. Часто бывает, что в погоне за сиюминутными результатами — все же хотят выигрывать — идет тенденция брать в команду тех, кто сильнее в физическом плане. Но развитие у всех разное бывает. Допустим, в 12 лет один ребенок может раньше вырасти физиологически, а другой будет отставать. Получается, что по факту они одного возраста, но один развит на 12 лет, а другой, скажем, на 14. Представляете, какая пропасть. Какой бы талантливый не был этот маленький, естественно, на этом этапе он не справится с тем большим.

— Талантов в нашей стране много, но многие теряются. Почему нет звезд первой величины в нашем хоккее?
— Судя по моей трехлетней работе в молодежной сборной, общий средний уровень невысок. Даже если сравнивать с советскими временами. Раньше мы очень много тренировались, много играли. Причем, тренировались — это не значит, что мы изнурительно поднимали какие-то тяжести. Сейчас этого нет. Плюс улица: сейчас на тренировку привезли, они что-то там поделали, а зачастую просто простояли в очереди эту тренировку, бывают и такие случаи. Приходит мальчик в раздевалку, а мама ему говорит: «Ты чего сухой?». Он отвечает: «До меня очередь не дошла». Это уже неумение тренера построить тренировку нормальную. Так вот, раньше тренировались намного больше и все остальное время проводили на улице. Играя в футбол, хоккей, в лапту, в «казаков-разбойников». То есть развивались круглые сутки практически, кроме сна. А сейчас планшеты, мобильные телефоны, компьютер. Дети развиваются по-другому, не физически.

— Как это происходит в Канаде? Там что нет планшетов или мобильных телефонов?
-Там нет, видимо, такого культа этих вещей. Если мы берем Канаду, то это вообще другая история. В Канаде культ хоккея. Это просто религия, в хоккей играют все и везде. Если раньше, мы говорили про мужское население, то сейчас и женщины играют в хоккей. Вся страна играет в хоккей.

— Так было и в СССР. Играли, практически, все.
— Конечно. Счастливчики ходили в секцию, а остальные играли во дворе. Поэтому в советское время выросло так много талантов из дворовых команд. Это и футбола касается.

— Катков у нас точно стало больше.
— Национальная программа направленна на более эффективное использование тех условий, которые создали. С одной стороны, мы говорим, что созданы лучшие условия. Это позволяет привлекать больше детей, желающих то полно. Но дело в том, что надо поднимать эффективность обучения. Плюс квалификация тренеров, построение правильного тренировочного процесса, методики. Поэтому мы расписали эту программу детально, включая, такой элемент, как правильно построенная тренировка для каждого возраста. Сейчас внедряется три возрастных категории: самая младшая — до 6 лет, потом 7-8 лет и следующая — 9-10 лет. Дальше в разработке более старшие возраста.

photo.khl.ru

— Часто в детских школах бывает, что, когда мальчишка начинает обыгрывать, то ему на корню пресекают эту возможность. Говорят отдать пас, чтобы не обрезаться и не получить контратаку. Это правильно?
— Если говорить о философии хоккея, то раньше у меня была возможность обучаться у хороших детских тренеров. Первое чему учил тренер — это не отдавать пас, не глядя. И отдавать передачи только своему, ни в коем случае не швырять ни мяч, ни шайбу куда попало. Естественно, какие-то ошибки будут. Если тренер будет требовать швырять шайбу по борту, чтобы она вышла из зоны, то это будет сиюминутный результат, но игрок развиваться не будет. Если отучить хоккеиста обыгрывать, то Овечкин или Малкин из него не получится. Многие тренеры допускают ошибку, показывая приемы, которые выполняют звезды хоккея. Зачем? Им сейчас надо совсем другими вещами заниматься. Это очень низкая квалификация. Для этого и создана наша программа, потому что все зависит от тренера.

— В чем состоит главная задача олимпийской сборной?
— Молодежную сборную можно назвать выпускным экзаменом. Выпускной экзамен во взрослую жизнь. Олимпийская сборная — это ступенька между талантливой молодежью и молодыми игроков, которые еще не дотягивают до первой сборной, но уже показывают свою перспективу.

— Вспоминаю Александра Могильного, который был настолько талантлив, что играл и за взрослую и за «молодежку».
-Если мне не изменяет память, то он стал олимпийским чемпионом в 19 лет.

— Да, 1988 год, Калгари. Тогда смена поколений работала, а что сейчас?
— Игроки, они не с луны падают. Это же их детские тренеры в школах воспитывают. Игрока выпускает школа, а потом уже все зависит от того, как его доведут во взрослой команде. Ведь в то время не было фарм-клубов, ни МХЛ. После окончания школы в 17 лет, ты два года мог играть за молодежную команду своего клуба. Все, дальше команда мастеров. Либо ты до 19 лет попадаешь в обойму главной команды, либо ты идешь в первую-вторую лигу.
Я помню, одновременно со мной в ЦСКА взяли Федорова и Могильного. Мне было 19 лет, им — по 16. Эти мальчишки были на сборах главной команды, их готовили туда. Естественно, в состав они стали попадать через год. Сначала Сашу Могильного подключили, потому что он физически более ранний был. Потом и Серега стали играть.

— Что это за возраст? Это же школьники.
— Да, они попали в команду мастеров, минуя «молодежку». Помню, в то время проводился финал молодежного чемпионата СССР. Там созвездие звезд было: у «Крыльев» — две пятерки из команды мастеров. Пряхин, Харин, Немчинов, Хмылев, Чижмин, Макаров.

— В последние годы наша «молодежка» почти всегда в призах на ЧМ. Почему при переходе на взрослый хоккей мы уступаем конкурентам?
— Сейчас думают только о сиюминутном результате. Потому что нужно удержаться на работе тренеру, куда без этого? Зачем ему думать, как воспитать мальчишку, будущую звезду, когда его через три месяца с работы уволят? Ему нужны те, кто сейчас даст ему результат. Из-за этого преемственность ушла. Раньше тренеры знали, что будут работать и через пять лет и через десять, а значит думали, что же будет через эти условные Они думали, что будет через эти условные пять лет.

— Сейчас эту преемственность очень сложно восстановить. Целое поколение уехало за океан и уже закончило играть, за исключением Дацюка и еще нескольких игроков.
— У игроков преемственность худо-бедно восстанавливаем. Но главная беда заключается в том, что этот компонент исчез у детских тренеров. Те тренеры, которые давали хоккеистов, они, к сожалению, уже ушли. А в девяностых годах не было поколения, которое бы у них научилось. Кто шел в те годы в детские тренеры? Единицы.

photo.khl.ru

— Олимпийская сборная — это отдельная история, которая готовит нас к Олимпийским играм в Пекине в 2022 году. Цикл длинный, в каком формате будет проходить Олимпиада не ясно. Возможно ли, что кто-то из игроков, которых вы готовите, уедет в НХЛ и прилетит на Игры уже в статусе хоккеиста североамериканской лиги?
— Одно дело — подготовка к конкретному турниру, будь это олимпиада или чемпионат мира. Другая более глобальная цель — повышение уровня игры хоккеистов. Они же постоянно растут и при переходе в команду КХЛ не должны останавливаться в развитии. Как бы, скептически к олимпийской сборной многие не относились, но она показала, что при правильном подходе повышает средний уровень игроков. Я сейчас не буду перечислять, сколько молодежи, прошедшей через олимпийскую команду, вышло на новый уровень. Мы сейчас едем на Кубок Германии, где будем играть с финалистом Олимпиады и с финалистом чемпионата мира последнего. Это высокий уровень.

— Еще один важный вопрос. Что дает клубным тренерам перерыв на игры сборных?
— Д клубных тренеров эти перерывы нужны, чтобы перезагрузить команду, подготовить ее. Когда идут игры через день, то некогда что-то подправить в тренировочном процессе. Главное этот перерыв эффективно использовать.

— В нашей «молодежке» есть игроки, которые в будущем станут звездами?
— Они появляются. Этих людей нужно отслеживать в клубах, потому что в клубе тебе просто так не дадут место. Например, Романов — молодой защитник из ЦСКА. Если бы он не развивался, то Никитин бы стал его ставить в состав? Парень одаренный, ему 18 лет. Уже получает игровое время в топ-клубе КХЛ. Хотелось бы, чтобы таких ребят было больше. Таланты ведь могут появляться не благодаря, а вопреки.

РИА Новости

— Возможно остановить молодых игроков, которые уезжают в НХЛ? Это вообще правильно?
— Если мы имеем ввиду юношей, которые едут в юниорские лиги, то в этом случае многие возвращаются. Сейчас в КХЛ пошла тенденция, что молодой игрок может дать результат. К тому же у молодого есть перспектива и он выгоднее для клуба в финансовом плане. Молодым стали давать шанс и многие потянулись обратно. Потому что, чтобы пробиться через юниорские лиги в НХЛ, нужно быть звездой. Нужно быть Радуловым, к примеру. Это не так просто. Получается у единиц.

— Ну и главный вопрос. Как наиболее эффективно выстроить систему подготовки в нашем хоккее?
— Мы обсуждали, что нужно сделать, чтобы улучшить и оптимизировать наш хоккей. Но это не говорит о том, что у нас сейчас все плохо. Есть много школ, они профессионально работают, все функционирует. Создание той же олимпийской сборной, которую многие скептически воспринимали, оправдало себя. Семнадцать наших олимпийских чемпионов прошли за эти полтора года через олимпийскую сборную. Это больше половины команды. Просто нельзя стоять на месте, надо постоянно развиваться.

Подпишитесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0