Игры будущего
7 ноября 2023, Вторник, 10:02

Как фиджитал станет очередным вызовом для спортивных психологов

Игры Будущего
Поделиться
Комментарии
Разбираемся в психологическом аспекте соревнований.

Любой спорт сопряжен с высокими нагрузками и стрессом, а с ростом профессионального уровня эти факторы только усиливаются, причем кратно. В феврале–марте 2024 года в Казани пройдут первые в истории Игры Будущего. В них примут участие около двух тысяч спортсменов из более 100 стран. Помимо высокого давления и ответственности, которые обрушатся на участников соревнований, многим из них предстоит справляться с не совсем привычными нагрузками.

Например, если человек пришел в фиджитал из киберспорта, ему нужно будет дополнительно тренировать физические навыки. А классическим спортсменам придется сесть за компьютер и вкатываться в новую для себя цифровую дисциплину. Помощь с преодолением этих трудностей могут оказать спортивные психологи, но и для них ситуация с подготовкой игроков к фиджитал-соревнованиям — задача новая и нетривиальная.

Игры Будущего

Путь к сердцу спортсменов

Психология спорта изучается уже более ста лет. Сначала специалисты решали, как улучшить показатели участников соревнований при помощи психологических методов. Интересовался этим и главный инициатор «перезапуска» Олимпийских игр Пьер де Кубертен. Именно с подачи Международного олимпийского комитета в 1913 году прошел первый конгресс по теме психологии спорта.

Затем, как и во многих науках, серьезный толчок процессу придали нужды армии — ученые разрабатывали тесты для отбора и тренировок военнослужащих как в Первой мировой войне, так и во Второй. Этот инструментарий психологи позднее привнесли в спорт. Спустя два десятилетия, когда это явление приобрело достаточно массовый характер, оно оформилось в виде Международного общества психологии спорта, созданное в 1965 году в Риме.

Игры Будущего

За последующие десятилетия было накоплено достаточно полезной теории и практики, что позволило преодолеть естественный скептицизм и полноценно интегрировать психологические инструменты в классический спорт. За него можно быть спокойными. А вот у цифрового спорта путь сложился несколько иначе. Он зародился на стыке XX и XXI веков, и времени «на раскачку» у него было значительно меньше. Да и специфика соревнований и аудитории несколько отличались.

Первоначальным «ядром», из которого формировался компьютерный спорт, были непосредственно киберспортсмены и организаторы соревнований. Даже тренеры подтянулись несколько позже. Тогда казалось, что самое главное — много играть (по 10–12 часов в сутки, а можно и больше), наработать мощную реакцию и рефлексы, придумать какие-то стратегии — и чемпионство в кармане. Собственно, так оно и происходило, пока ход развития киберспорта не привел в него специалистов и практики из классического спорта.

Этот момент можно назвать точкой появления психологии фиджитал-спорта.

В истории было много примеров, когда молодой и перспективный спортсмен или команда в ходе рейтинговых матчей показывали великолепные результаты и считались фаворитами предстоящих соревнований, но в итоге проигрывали из-за мандража перед выступлением на сцене или от неожиданно пришедшего «тильта» — состояния потери контроля над собой из-за того, что игра идет не по плану. Решать такие проблемы нужно психологическими методами.

Игры Будущего

Один из самых успешных примеров работы спортивного психолога с киберспортсменом произошел в 2016–2017 годах. Датская команда Astralis на протяжении нескольких лет неплохо выступала в Counter-Strike, но не могла пробиться дальше полуфиналов крупных турниров. Руководство пригласило спортивного психолога Мию Стеллберг, которая до этого работала со сборной Финляндии по конному спорту. После двух месяцев работы с Мией команда Astralis вышла на новый уровень и выиграла два мэйджора по CS:GO за год. Во всех интервью спортсмены говорили только о том, какой серьезный вклад в их успех внесла работа с психологом.

Сама Мия позже рассказывала, как «заставила игроков бегать и ходить в тренажерный зал», запретила есть бургеры и пить энергетики, выстраивала режим сна и многое другое. По сути, успех Astralis принесла не только сама психология, но и ее фиджитал-метод.

На этом звездный путь Мии Стеллберг не завершился — она стала важной частью уникального события в мире Dota 2. Команда OG благодаря работе с ней стала первой в мире командой, завоевавшей два титула чемпиона The International.

Игры Будущего

Успехи спортсменов, с которыми работала Мия Стеллберг, доказали, что психолог — это не блажь, а жизненная необходимость. Как минимум для профессиональных команд, стремящихся к высоким результатам.

Кто на новенького?

Не успели психологи досконально изучить специфику киберспорта, как перед ними появился новый вызов — фиджитал-спорт. В теории все должно быть понятно: есть классический спорт, по которому давно собраны масштабные наработки и опыт, и есть киберспорт, где уже начали работать собственные методы психологии. На практике их совмещение — весьма интересная задача.

Основной сложностью в настоящее время остается недостаточная база знаний киберспортивной психологии. «Если мы составляем портрет состояния спортсмена в большом спорте, на основе имеющихся данных мы можем сделать какой-то вывод, объяснила сотрудник Института психологии РАН и Московского центра исследования видеоигр Ольга Морозова. — А в киберспорте мы еще не знаем достоверно типаж успешного игрока, не доказали факторы успешности. Мы не можем посмотреть на данные и с уверенностью предсказать поведение игрока, его результативность».

Игры Будущего

Подготовка фиджитал-спортсменов несколько отличается от привычных паттернов. Условно, есть устоявшаяся команда по CS:GO, которой нужно как-то приобрести и отточить навыки в реальном лазертаге, не растеряв по пути киберспортивную форму. Или, напротив, имеющий хороший опыт на реальном поле футболист должен сесть за приставку и учиться играть в FIFA, не забывая о физической подготовке. Это потребует особого подхода — как от тренеров, так и от психологов.

Привлечение психологов в киберспорт произошло в момент, когда там появились серьезные организации со штатом и доходами. Фиджитал-спорт появился совсем недавно, и коммерциализация клубной системы пока только выходит на стартовую позицию, а работу специалистов нужно оплачивать. Поэтому на данный момент с игроками работают ученые-энтузиасты из собственного академического интереса. Толчок в развитии этого вопроса должны дать фиджитал-центры, которые создаются во многих регионах России.

Игры Будущего

Итого

Для спортивной психологии появление что киберспорта, что фиджитал-спорта — это профессиональный и творческий вызов. Разобраться в новых сферах, преодолеть скептицизм участников процесса, изучить нюансы работы тела и мозга в подобных необычных комбинациях, выработать методики и рекомендации — все это масштабная работа, в которую будут вовлечены как практикующие психологи, так и академические ученые. Но можно утверждать с уверенностью — запрос сформирован, а перспективы для роста огромные.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0