Теперь понятно, почему русские объедаются на новогодних праздниках: эта привычка мистического происхождения
Новогодняя неумеренность российского народа в еде и алкогольных напитках — тема для бесконечных шуток. Новый год наш народ встречает всей душой и поэтому зачастую несколько первых дней января насовсем пропадают из его жизни.
В наши дни эта традиция не повсеместна: многие приверженцы здорового образа жизни ограничивают себя и в новогоднюю ночь. Но факт остается фактом: ни в какой другой день в году у нас не принято разгуливаться настолько широко.
Почему так повелось? Кто-то предположит, что все дело в одних лишь каникулах, которые позволяют, что называется, уйти в отрыв. Другие просто упрекнут соотечественников в невоздержанности и наплевательском отношении к своему здоровью.
Однако все не так просто. Объедались и обильно выпивали, встречая Новый год, и наши предки — да и не только они! При этом делалось это не просто так, что объяснял еще советский этнограф Владимир Пропп в книге «Русские аграрные праздники»:
«Неумеренность под Новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает обилие на весь год. Это поверье распространялось не только на еду, но и на другие блага жизни. Против такого суеверия восставал уже Иоанн Златоуст в Византии. По его словам, христиане «верят, что если проведут новолуние сего месяца в удовольствии и веселье, то и целый год будет для них таким же».
Там, где это поверье забылось, осталось стремление просто в праздник вволю наесться. В XIX веке это поверье было забыто еще далеко не полностью. В Васильев вечер (т. е. ночь с 31 декабря на 1 января) ели все самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку… Калинский пишет: «В северо-западной Руси Васильев вечер носит названье Жирной кутьи или Щедрухи, также от щедрого угощения мясом и жирными блюдами. Васильевым вечером русский народ повсеместно проводит старый год и старается как можно веселее встретить наступление нового в том убеждении, что в этом случае он пройдет счастливо» (Калинский, Месяцеслов, 347) < => Это подтверждается материалами А. А. Макаренко из Сибири: «В Новый год надеть хорошую, новую одежду — будешь хорошо одеваться круглый год; сытно будешь есть весь год, если в Новый год приготовишь много вкусных «еств» (кушаний). Деньги не дают в этот день, чтобы не испытывать недостатка в них в течение года: наоборот — получать деньги можно, это — к прибыли» (Макаренко, Сибирский народный календарь, 49)».
Более того, Пропп делает акцент, что прежде наедались не только на Новый год, но и на Масленицу. Оказывается, корни традиции в данном случае те же:
«Но если стремление к обильной еде под Новый год объясняется так называемой «магией первого дня», то чем можно объяснить подобное же стремление на масленицу? По-видимому, причина состоит в том, что масленица некогда совпадала с празднованием Нового года, когда он считался с марта. Мартовский Новый год унаследован Россией извне; такое исчисление, как уже указывалось, продолжалось до 1348 г. Старое мартовское новогоднее чревоугодие с перенесением Нового года на январь не прекратилось. Наедались и в старый мартовский Новый год, и в Новый год январский».
Таким образом, очевидно, что именно из этих воззрений пошло популярное выражение: «Как встретишь Новый год, так его и проведешь». Так что если вас кто-то упрекнет в том, что переедаете на Новый год, смело отсылайте его к исследованиям Проппа. Или просто объясните, что таким образом вы гарантируете себе раздольную жизнь на ближайшие 12 месяцев.
Подписывайтесь на телеграм-канал автора «Я — русский, я велик и могуч»