На Новый год русские крестьяне развлекались страшным способом: сейчас никто не захочет играть в такое
Обычный народ в царской России тоже любил Новый год — точнее, Святки и Рождество. Но праздновать его в нынешнем стиле наши предки не имели никакой возможности: российский император не обращался к ним с посланием через телевизор ввиду того, что такой аппаратуры еще не существовало, легендарные комедии СССР еще не были сняты (да и опять же — на чем их смотреть?), а фейерверки могло себе позволить лишь купечество и аристократия.
Что же оставалось делать? Праздновать по-народному, как это повелось издревле. Про многие новогодние традиции русского крестьянство широко известно и сейчас: например, про колядование и гадание. Но еще даже незадолго до революции молодежь в деревнях обожала настолько неоднозначные игры, в существование которых сейчас поверить довольно сложно.
Что и говорить, их осуждали уже в то время. Например, вот как пишет о популярной игре в Умруна русский этнограф-беллетрист Сергей Максимов в труде «Нечистая, неведомая и крестная сила»:
«К сожалению, существует целая группа других игр, которые окрашены не только цинизмом, но содержат в себе элемент несомненного кощунства. Такова, например, игра в покойника (местами эта игра называется «умрун», «смерть» и так далее). Состоит она в том, что ребята уговаривают самого простоватого парня, или мужика быть покойником, потом наряжают его во все белое, натирают овсяной мукой лицо, вставляют в рот длинные зубы из брюквы, чтобы, страшнее казался, и кладут на скамейку или в гроб, предварительно привязав накрепко веревками, чтобы, в случае чего, не упал или не убежал.
Покойника вносят в избу на посиделки четыре человека, сзади идет поп в рогожной ризе, в камилавке из синей сахарной бумаги, с кадилом в виде глиняного горшка или рукомойника, в котором дымятся горячие уголья, мох и сухой куриный помет. Рядом с попом выступает дьячок в кафтане, с косицей назади, потом плакальщица в темном сарафане и платочке, и, наконец, толпа провожающих покойника родственников, между которыми обязательно имеется мужчина в женском платье, с корзиной шанег (куски мерзлого конского помета, прим. Sport24) для поминовения усопшаго. Гроб с покойником ставят среди избы и начинается кощунственное отпевание, состоящее из самой отборной, что называется, «острожной» брани, которая прерывается только всхлипыванием плакальщицы да каждением «попа».
По окончании отпевания, девок заставляют прощаться с покойником и насильно принуждают их целовать его открытый рот, набитый брюквенными зубами. Нечего и говорить, что один вид покойника производит на девушек удручающее впечатление: многие из них плачут, а наиболее молоденькие, случается, даже заболевают после этой игры (характерно, что и в этой игре парни намеренно вводят скабрезный элемент, приводя в беспорядок туалет покойника: «хоша ему и самому стыдно, говорят они, — да ведь он привязан — ничего не поделает»). Кончается игра тем, что часть парней уносит покойника хоронить, а другая часть остается в избе и устраивает поминки, состоящие в том, что мужчина, наряженный девкой, оделяет девиц из своей корзины [теми же] шаньгами».
Стоит отметить, что варианты игры «в Умруна» были разные, о чем тут же свидетельствует Максимов:
«В некоторых местах та же игра в покойника варьируется в том смысле, что покойника, обернутого в саван, носят по избам, спрашивая у хозяев: — «На вашей могиле покойника нашли — не ваш ли прадедка?» — Находящиеся в избе, разумеется, приходят в ужас. Бывали случаи, когда маленькие ребятишки падали в обморок и долго после того бредили.
Максимов отдельно отмечал, что большинство относилось к таким играм с осуждением. Ходили даже слухи о строгих потусторонних наказаниях за такие забавы:
«К игре в покойника взрослое население относится с полным осуждением. В народе ходит даже слух, что тот, кто изображает покойников, будет схвачен ими в лесу и утащен неведомо куда. Так, в Никольском уезде Вологодской губернии рассказывают, что один парень, надевавший на святках саван, был утащен покойником в болото и отдан во власть диавола. Диавол долго бил парня дубиной, заставляя снять с себя крест и бросить его болото. Однако, несчастный, не смотря на жесточайшие мучения, все-таки не покорился и креста не снял, чем и спасся от смерти, отделавшись только тяжкими увечьями».
Впрочем, как и водится на Руси, возможные страшные последствия мало пугали народ, ведь разговор шел об увеселениях:
«Несмотря на такие «страшные» разсказы, обычай рядиться покойниками еще очень распространен по всему нашему северу, и, в том же Никольском уезде Вологодской губернии, покойниками наряжается не только молодежь, но и женатые мужики, и притом по нескольку человек сразу, так что в избу для посиделок врывается иногда целая артель покойников. У всех у них в руках туго свитые жгуты, которыми они беспощадно хлещут парней из чужой деревни и приезжих девиц (гостьев). Достается, впрочем, и своим девицам, которым, без дальнейших разговоров, наклоняют голову и хлещут по спине до синяков».
Признавайтесь в комментариях, вам было бы интересно поиграть в Умруна — или вам больше по душе классический вариант празднования с холодным шампанским в бокале и «Иронией судьбе» в телевизоре?
Подписывайтесь на телеграм-канал автора «Я — русский, я велик и могуч»