Посмотрела финал сериала «Преступление и наказание»: Достоевский забыт, а безумия стало еще больше
Кинообозреватель Sport24 Анастасия Цой рассказывает, каким получился финал новой скандальной экранизации романа Федора Михайловича Достоевского. На Кинопоиске вышли заключительные серии «Преступления и наказания» с Иваном Янковским в роли Раскольникова.
«Преступление и наказание» (сериал, 2024)
- Сценарист: Анастасия Мирзоева
- Режиссер: Владимир Мирзоев
- Актеры: Иван Янковский, Любовь Аксенова, Тихон Жизневский, Владимир Мишуков и другие
- Кол-во серий: 10
- Смотреть: Кинопоиск
Первые четыре серии «Преступления и наказания», снятые режиссером Владимиром Мирзоевым, вызвали неоднозначную реакцию зрителей. Экранизацию ругали за слишком вольное обращение с первоисточником: например, создатели сериала ввели в повествование нового героя — черта, который появляется то тут, то там и подталкивает главного героя к убийству старухи-процентщицы.
Другая претензия — неадаптированные под современность диалоги и детали романа. Несмотря на то что действие перенесли в наше время, герои разговаривают литературным языком XIX века, иногда буквально цитируя фрагменты из Достоевского, а жена Мармеладова Катерина Ивановна кашляет кровью и умирает от туберкулеза, который уже можно вылечить.
Кроме того, сериал критиковали за нагромождение непонятных образов то ли больного, то ли галлюцинирующего сознания, которые постоянно прерывали повествование.
Удалось ли создателям изменить мнение в остальных шести сериях? В них практически исчезает тот самый черт, сыгранный Борисом Хвошнянским: иногда он все еще мелькает, например устраивает современный бал сатаны, но больше не отвлекает внимание от героев Достоевского, от чего сериал только выигрывает. Возникает вопрос: если во второй части легко обошлись без него, то нужен ли был он вообще?
Впрочем, сценарист и режиссер продолжают перерабатывать оригинальное произведение: самое кардинальное сюжетное расхождение романа Достоевского и сериала Мирзоева происходит в самом конце, практически в финальной сцене. Но здесь обойдемся без спойлеров.
«Преступление и наказание» практически отказывается от сюжетных перипетий и все глубже погружается в больное, лихорадочное сознание Родиона Раскольникова, также на первый план выходит философский пласт романа, который в первых сериях практически не прослеживался.
Режиссерский взгляд больше сосредотачивается на внутренних терзаниях героев, которые все сильнее нарастают, и теперь постоянное смешение реального и воображаемого выглядит более органично. Живые гуси в баре, говорящая собака, воскресшие мертвые или снова твинпиксовские карлики, которые на этот раз катаются на людях, — все это теперь не раздражает, а помогает создать атмосферу лихорадочного бреда, нервного срыва и накрывающего безумия.
В этом режиссера Мирзоева можно сравнить то ли с Тарковским, который любил наполнить реальное обрывками снов, воспоминаний или желаний, то ли с тем же Линчем. Однако в современных сериалах немного другие правила, так что иногда одни и те же приемы кажутся избыточными, растянутыми, из-за чего зритель начинает зевать.
Визуально сериал становится мрачнее: часто героев освещает только желтое дрожащее пламя свечи. Петербург все больше погружается в темноту.
Сохранение лексики времен Российской империи, конечно, все еще вызывает когнитивный диссонанс, но как будто служит мостиком между прошлым и настоящим: несмотря на изменения прошедших двухсот лет, многое в русском человеке и обществе осталось неизменным. Философские вопросы, которые поднимал Достоевский, на удивление оказываются актуальны и сейчас, и кажется, что Раскольниковы, одетые теперь в джинсы и худи, все так же ходят по улицам.