Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo

Россию забанили на тендере по покупке прав на Олимпиаду. Теперь мы не увидим Игры, а заодно футбольные ЧМ и Евро?

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Не все так просто.

16 мая Международный олимпийский комитет выпустил пресс-релиз о тендере на покупку прав для показа Олимпийских игр 2026 и 2028 годов. В документе отдельным абзацем оговорено, что из тендера исключены Россия и Белоруссия, после чего многие СМИ выпустили новости с заголовком, что эти страны в принципе не покажут Олимпиады после Парижа-2024.

Спецкор Sport24 Александр Петров попросил телеэксперта, автора телеграм-канала «Телеспортивные бредни» Илью Фирсова разъяснить, действительно ли Россия теперь не покажет Игры, может ли данная ситуацию повториться с футбольными мэйджорами (ЧМ/Евро) и есть ли легальные обходные пути для телевещателей.

Россию действительно лишили прав на показ Олимпиады?

«Не совсем так. То, что Россию и Белоруссию исключили из тендера на общеевропейский пакет, не значит, что в этих странах права не будут реализованы отдельно. Например, когда Discovery выиграла тендер на права с Пхенчхана по Париж (2018-2024), она не брала в пакет Россию. На Россию объявили отдельный тендер, который выиграл TeleSport.

Европейский пакет, скорее всего, останется за Discovery — их нынешний контракт успешен в коммерческом плане. Правда, в основном за счет того, что они втридорога продают сублицензии общественным вещателям, то есть, по сути, выполняют роль посредника. Непосредственно сам показ на платформах Discovery расходов на права с текущей моделью монетизации явно не покрывает, но эта цель и не ставится.

Но все это не значит, что показа Олимпиады в России теперь точно не будет».

Getty Images

Тогда каковы шансы, что Россию окончательно лишат права на показ Игр?

«Я думаю, велика вероятность, что вновь будет реализован сценарий отдельного тендера на страну, как только установится какой-то статус-кво. Лишить почти 150-миллионную страну, против которой не введены санкции ООН (как, например, было с апартеидной ЮАР или Югославией в начале 90-х), возможности смотреть Олимпиаду вряд ли решатся.

Правда, важно различать инициативу «‎извне» и «‎изнутри». В случае отстранения российских спортсменов наиболее вероятно, что вещатели просто откажутся покупать права «‎из солидарности».

Подобных прецедентов (включая отказ от трансляции уже купленных Олимпиад) в истории хватает. Достаточно вспомнить эпоху бойкотов 1980-1984, когда бойкотирующие США и СССР соответственно не транслировали ОИ, которые пропускали — несмотря на то, что NBC успела за большие по тем временам деньги купить права на ОИ-80.

В случае же, если россиян допустят, почти гарантированно и откроют тендер на Россию».

Главные футбольные турниры — тоже в зоне риска?

«Запрет может перекинуться только на несколько отдаленные ЧЕ/ЧМ по футболу — Катар-2022 не под угрозой (если только ФИФА в последний момент не отзовет права). И это, опять же, зависит от того, восстановят ли сборные/клубы.

Кроме того, УЕФА и ФИФА в последнее время продают права отдельно по территориям, причем не всегда синхронно объявляют тендер. Это дает бо́льшую гибкость в поведении».

shutterstock.com

Что делать вещателям, если их лишат возможности выйти на тендер? Сможем ли мы легально увидеть спортивные мэйджоры?

«Опять же, если Россию не допустят — скорее всего, последует отказ от самих вещателей при любом раскладе.

В крайне маловероятном сценарии, когда спортсменов допускают, а вещателей нет, возможно, последние будут пиратить, но это чревато проблемами с МОК и дисквалификацией на несколько последующих циклов. Есть вариант со «‎скрытой поддержкой» пиратства — сами вещатели не будут воровать трансляции, но «‎абсолютно случайно» появится и раскрутится за счет государственных медиаресурсов платформа, формально не связанная с вещателями, но обеспечивающая показ. С таким бороться гораздо сложнее, потому что факт связи платформы с вещателями нужно еще доказать».

Как может быть устроен такой показ, Илья Фирсов объяснял в большом тексте про будущее спортивного ТВ после 24 февраля:

Самый близкий пример — beOUT Q. Саудовская Аравия поссорилась с Катаром и отключила катарские каналы beIN Sports, а значит, осталась без легальных вещателей почти всего топ-спорта. И очень быстро появились каналы beOUT Q, почти полностью дублировавшие эфир beIN, а в перерывах между матчами крутившие ролики о том, какой Катар плохой. Их вроде даже на спутник как-то удалось засунуть.

Катар бесился, писал в УЕФА и ФИФА с требованием прикрыть лавочку, но все тщетно. По всей видимости, каналы создавались напрямую правительством. Закрылись они, когда Катар и саудиты помирились, а beIN возобновили вещание.

Купить сублицензию на показ — не вариант?

Возможности у кого-то сублицензировать нет, права продаются строго по территориям. Если на Россию права не продаются, у российских вещателей нет легальной возможности показывать Олимпиаду.

Запрет на показ мэйджоров по кому из российских вещателей ударит сильнее?

В первую очередь по Первому каналу и ВГТРК, так как основную долю рекламных денег получали именно они. На фоне обвала рекламного рынка (все западные рекламодатели ушли) не сказал бы, что это какой-то game-changer, скорее продолжение тренда всех этих трех месяцев.

«Матч» кормят РПЛ и еврокубки — вот их потеря была бы фатальной. А так они останутся на плаву. TeleSport — да, заденет, но по нему уже ударило то, что в его акционерах теперь есть «Сбер», который находится под санкциями. Они жили именно за счет перепродажи международных топ-прав (точнее, не самих прав, а рекламного времени в трансляциях). Олимпиады — в первую очередь.

shutterstock.com

Это работало так: TeleSport условно покупал права у МОК за 30 миллионов, затем на 20 миллионов покупал рекламное время, и, чтобы компенсировать затраты, а лучше выйти «‎в плюс», ему надо было продать рекламу минимум на 50 миллионов. Сейчас это нереально.

И все же: во сколько процентов оценишь полный запрет на показ больших спортивных событий в России?

Если говорить про запрет «извне» — процентов в 10-15 при сохранении статуса-кво. Организаторы крупнейших событий не горят желанием сжигать мосты, та же УЕФА — да, отстранила российские клубы, но не стала на ЛЧ пихать откровенно проукраинские лозунги, ограничившись беззубым Peace/Мир, которое даже Тащина (генпродюсера «Матча». — Sport24) устраивает. Тот же принцип будет действовать и при продаже прав: «‎пока переждем, но в будущем вернемся».

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0