Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
ФутболРПЛ
13 сентября 2021, Понедельник, 15:15

Интервью комментатора, которого любят все. Казанский — о подкасте с Сычевым, хоккее с Путиным и «Что? Где? Когда?»

Евгений Семенов, Sport24
Поделиться
Комментарии
Сегодня он покинул «Матч ТВ».

Денис Казанский объявил об уходе с «Матч ТВ». Комментатор проработал на телеканале 6 лет, а сейчас решил сосредоточиться на других проектах. «Хочу немного расширить зону комфорта и попробовать себя на другом уровне, — заявил Казанский. — Пожалуйста, не ищите кошку там, где ее нет — это решение никак не связано с финансовыми условиями работы или внутренними делами канала. Это было мое и только мое решение, я руководствуюсь исключительно внутренними ощущениями».

В 40 лет Казанский раскрыл себя по-новому и выбился в топ узнаваемых и востребованных комментаторов — и это без его профильной АПЛ, которая переехала с «Матч ТВ» на Okko. Главное его достижение за последние полгода — успешный подкаст с Дмитрием Сычевым (до 200 тысяч просмотров), еще на ютубе Казанский засветился в разговорном «Коммент. Шоу» с Геничем, Нобелем и Гутцайтом. Это не считая работы на «Матче» и «КХЛ ТВ». В голосовании на форуме абонентов «НТВ-Плюс» по итогам 2019-го Казанский вошел в топ-три лучших комментаторов.

— Что из этого актуально прямо сейчас? В свободное время, как я читал, общаешься с детьми и рубишься в Fortnite и ФИФА — а по работе?
— Деятельно участвую в эфирах «Все на Матч!». Эфир около часа, прихожу на него часа за полтора — подводки прописать и подготовиться. Ну и в понедельник «8-16», по воскресеньям «ЧГК».

Юрий Кузьмин, photo.khl.ru

Еще мой добрый друг Стас Ярушин запустил в ютубе Interactive Sports channel. Компьютер режется с компьютером — только искусственный интеллект, чтобы не было разницы в классе. Он шутит, я комментирую. Раскачиваемся, скоро запустим Лигу чемпионов и чемпионат мира по хоккею. Обсуждаем ботов, весело живем.

— У Занозина из шести работ осталась одна. Сколько у тебя теперь источников заработка?
— Да я сотрудник «Матча», приработков на стороне не искал. Какие-то мероприятия — это да, но последнее я отвел еще в феврале. Я с нетерпением ждал форума Sport Connect в Сочи — стараюсь его не пропускать, дико интересно. Все это ушло. Прогнозы те же.

— Осталось «ЧГК», где ты представляешь партнера-букмекера. Как тебя позвали?
— Через их спонсора-букмекера — они решили сыграть в «ЧГК» еще до коронавируса, меня позвали месяца полтора назад. Сейчас тяжелое время, а они просто попали — десять из десяти. Сам знаю и вижу, что очень многие сейчас играют и ставят.

View this post on Instagram

Есть вещи, о которых не мечтаешь. Потому что «а с чего вдруг»? Вот «Что? Где? Когда?». Все @chto_gde_kogda хотя бы краем глаза, но видели. Все. Игра менялась вместе с людьми и страной. Но как? Косметикой: деньги вместо книг, лица, интернет-сектор... В историческом контексте, в который постоянно попадает моя Родина, выжить телевизионной программе невозможно. Только если ты выходишь за рамки телевидения. Это случилось, на мой взгляд, с двумя программами. КВН и ЧКГ. Они уже не просто «в программе передач на завтра». Они «Объекты культурного наследия». Для меня это и детские воспоминая, когда вечерами (на улице Космонатов и 30 лет Октября в Липецке) мы смотрели Игру с мамой и папой. Темная комната где-то в Москве, с ярким столом-пятном. И радость за незнакомых людей, которые вдруг угадывают что-то невероятное. И забавные попытки моего старшего сына Матвея дать правильный ответ на взрослый вопрос (с острожными подключениями Макса)). И радость за своего друга @realradioutkin , который вдруг попал в команду Блинова (это же невозможно!!!!) и темпераментно рассказывал каждую неделю нам футбольноклубовцам «как оно там»... Об этом не мечтаешь. И вот - бздынь. Смокинг (а я грезил, что в нем буду рассекать по каким-нить Лондонам как настоящий разведчик)). Нескучный сад, Охотничий домик. Козлов, Поташов, Сиднев, Левин...и вот они такие... и ты такой). Секунды хватило, чтобы понять - @chto_gde_kogda это такая большая и закрытая семья. Со своими заворотами и вспышками. Но точно семья. Мне дико повезло пройти по краешку). За что я безумно благодарен своим друзьями из @winlineru и @natalybilan которая прекрасно понимает, где заканчивается телевидение и начинается «культурное наследие». #чтогдекогда #winline #матчтв

A post shared by Денис Казанский. Лично. (@kazzzansky) on

Где-то в начале марта меня пригласили на эту роль. Это не просто важно и ответственно — это другой канал. О моем появлении на Первом состоялся серьезный разговор с моим боссом Натальей Билан. Она пошла навстречу, за что я невероятно благодарен.

— Что кроме «Что? Где? Когда?» не пропускаешь по ТВ?
— Не могу сказать, что вот прямо фанат «ЧГК». Настоящие фанаты знают биографию игроков, кто где работает, кто с кем сошелся и развелся — а я скорее любитель. Это программа моего детства: гонг, черный ящик, музыкальная пауза, смокинги и волчок — дикий восторг.

А если про свободное время у ящика, то если попадаю, смотрю «Международную пилораму».

— Ты серьезно?
— Абсолютно. Если в субботу есть возможность, то это надо видеть. Понять механизм юмора в передачах такого формата. Это же паноптикум.

Смотрю «Матч». Ну а как? Сейчас запустили серию мощных проектов к Евро — «Чудеса Евро», «Футбольное столетие». Да, турнир перенесли, но контента коллеги наснимали, получается впрок. Плюс пробуем новые форматы: «Открытый показ», где Аршавин и другие эксперты вспоминают большие победы сборной и клубов. Есть «Жизнь после спорта», «Ярушин хоккей шоу», «Тотальный футбол», да много чего. Но и ютуб забирает время.

— Там что?
— Да вот начать с футбольных архивов. Сейчас как раз пересматриваю отборочный матч Евро-88 Франция — СССР. До того — полуфинал, где мы обыграли Италию 2:0. Совсем другими глазами смотрю старый хоккей: допустим, чемпионат мира 1970-го или североамериканское турне советских команд начала 90-х — дико круто ведь.

Опять же, архивы: это ж кайф особенный пересмотреть «Будильник» 1985 года, «Утренняя почта», «Служу Советскому союзу» и другие. Они же все в линейку выстраивались по воскресеньям и шли подряд.

А как-то с приятелями решили посмотреть похороны Брежнева. Был слух, что Леонида Ильича уронили, когда укладывали на Красной площади, решили уточнить. Оказывается, в ютубе лежит два часа телетрансляции — интересно с точки зрения ТВ, как это снято. Да там столько деталей сумасшедших! Это же главное телевизионное событие того времени. Дальше завелись и не останавливались: Черненко, Устинов, Андропов потоком же умирали, и с каждым годом — редактирование трансляций. Ну, ощущение, что не уронили Ильича. Лямка поехала, да, но это совпало с оружейным салютом.

Подкаст

— Как появился «Сычев подкаст»? Вы знакомы с Дмитрием по хоккею, он — с «Газгольдером» плюс держит там чайную. Что дальше?
— Даша Спивак, серый кардинал проекта (недавно она была в «Зените»), придумала замутить что-то с Димой. Ему искали пару. Выбирали долго, и еще один старинный приятель Слава Хапсас рекомендовал меня.

Сычев подкаст

Я не очень понимал свою роль: Дима, по сути, «хозяин чайной», у него куча своих историй, а у меня какая миссия? Выводить его и гостя на что-то? Журналист под прикрытием такой? Разгонять? До финиша первого выпуска, с Тарасовым, я не мог себе ответить, правильно ли мы все делаем. Стратегически я не улавливал, о чем конкретно эта программа. Удобно с четким планом, а здесь-то не было ничего: включили микрофон — и поехали.

С выпуска четвертого-пятого канва разговора стала гораздо жестче и насыщеннее: как строить беседу, что убрать. А поначалу мы прямо плавали, и я очень волновался: неизвестная территория, первая попытка зайти в ютуб. Там свои законы, очень честные. Посматривал на рванувших туда коллег, но сам не особенно-то собирался. Хочется в долгую, а не вылетать после пары программ под транспарантом «я хотя бы попробовал». Я тут сторонник телевизионного подхода: присмотреться, фокус-группа и так далее. А тут сели и поехали.

Но Тарасов оказался отличным, сам выпуск зашел. Я не отдавал себе отчет, что это пустая ниша, которую нужно заполнить. Посиделки за чаем с топовым спортсменом — ну, не было такого и не было. И прекрасно понимал, почему Юра Дудь не говорит со спортсменами, так что заходить на эту территорию — изначально не самый выигрышный ход.

Но вот получается, и теперь мы знаем, куда идем. Приятно и необычно, когда люди на улицах встречают и говорят, что ждут новых подкастов. Я не рассматривал подкаст как важный и статусный для себя проект — и не думал, что зайдет так далеко.

— Почему этого не было сразу? Тебя выбрали соведущим — и все, сразу в кадр, без совещаний?
— С Сычевым пересекались по работе, на льду (пару раз играли в одной — обожаю это определение — «группе здоровья»), но не больше. Сам выпуск с Тарасовым был, по сути, знакомством. Предстояло понять, как мы совпадаем по темпераменту, найти химию. Да, с листа — а как это отрепетируешь? Встретились за 20 минут до мотора и очень примерно наметили темы. Кто когда включается, какие у кого истории — ничего.

— Ты ждал, что Сычев сходу будет так органичен?
— Эта атмосфера все-таки мне привычнее (камера, петличка, свет), а он привыкал — осторожно подбирался к своим вопросам — как отреагирует гость? Или возникает пауза, я подмигиваю Диме: «Что тут говорить?» Сейчас это ушло. Дима ведет себя по-разному круто, меняется — как и зрители, открываю его под новым углом с каждым выпуском.

Через два-три подкаста у Димы возник «Пюник», но бросать мы не хотели. Прорабатывали варианты, чтобы я летал на записи в Ереван или он специально гонял в Москву. Слава правильно отнесся: не отпустил тему («ну уехал и уехал»), а решил дожимать. Сам Сычев к подкастам относится совершенно вменяемо — он обязательный человек, перфекционист.

— За какой выпуск ты опасался?
— Тарасов — это и первый выпуск, и не самый знакомый персонаж. Не понимал его реакцию — надо ли говорить, например, про Ольгу [Бузову]? И Еременко: тоже совершенно мне незнакомый, плюс абсолютный европеец, вешает слова граммами, а наша программа — про истории. Сильно переживал. Ну и особенная программа с Каспарайтисом. Один из детских кумиров, я к нему только на «вы».

После каждого выпуска ощущение: черт, не дожали, не туда повернули, надо было задать вот тут вопрос, а не задали. С Овчинниковым на поверхности был спич про капитана команды — можно было бы затронуть. С ним вполне могла быть вторая часть — и это стало ясно после полутора часов. Сергей Иванович сказал: «Да я и трети не рассказал». С Кержаковым тоже не наговорились. Мы дальше детства-то вообще не продвинулись.

— Последний, десятый выпуск с Леваном провалился по просмотрам.
— Да, были негативные отзывы: «Ждали Лоськова, а вы нам рэпера». Мы нездорово выстроили позиционирование: подкаст — не просто встречи с футболистами. Был Дарюс, теперь музыкант-баскетболист — говорим с интересными нам и связанными со спортом людьми. Леван — большой Димин товарищ, я следил, что у него происходил с Black Star. Масштабная личность.

— Кого хочешь привести?
— Будет супер-победой, если у нас окажутся Романцев, Знарок и Абрамович.

Сычев подкаст

— Как готовишься к подкастам?
— Съемка подтверждается минимум за пару дней — важно еще согласовать с чайной (в сумме процесс записи занимает до четырех часов). Я в один день открываю пару интервью, в другой смотри ютубные истории, по дороге в метро читаю что-то свежее. Долгий рутинный процесс, ничего необычного.

— Спонсор у вас не появился не сразу, а картинка и монтаж выглядят богатым. Как вам было это отбивать?
— Без интеграции было всего три выпуска. Не так погружен в этот вопрос, честно. Этим занимается Слава, Даша и Андрей Шибанов — приметный джентльмен, тоже работал в Питере, сейчас в Москве; на нем продакшн и основная проработка гостя.

Договаривается с героями Сычев — большая разница, он звонит или я.

— Почему подкаст так выстрелил? Сычев тянет, но сам жанр баек и воспоминаний о прошлом довольно пыльный.
— Попали в важный период ностальгии. Что за футбол был в 90-х — актуальная тема: особое время для страны и для футбола, из наших 20-х кажется романтичным. И сошлись поколения: одно даже не родилось в это время, другое еще отчетливо его помнит. Можно позвать нынешних игроков, но 80-е и 90-е еще не до конца оценены.

— Подкаст теперь в сетке «Матч Премьер». Руководству канала понравился формат?
— Руководство достаточно гибкое, готово к новым формам. Предлагай, защищай и снимай. Нет проблем. «Сычев подкаст» — вещь абсолютно ютубовская. Круто, что зашли с ним на «Матч Премьер» — значит, контент качественный и вписывается в концепцию канала о российском футболе. Вон, сколько всего интересного Тимур Журавель делает для «Матча».

Сычев, Аршавин, Широков

— Твой любимый чай из тех, что приносил Сычев?
— Я-то привык к обычному — «Три слона», в пакетиках. А с китайским впервые познакомился. С каждым выпуском погружался в этот культ — не до конца, но мне нравится все вплоть до самой церемонии, размеренной и неторопливой.

«Красный халат», «Волчья пасть» — красиво звучит, так же необычно, как пьется. Попросил у Димы несколько сортов, чтобы разливать дома. Без культа. А вот Дима всю свою карьеру, как выяснилось, и даже сейчас на хоккейные турниры с нашей командной «Российская пресса» возит набор для церемоний — заваривает, обливает голову божкам, в общем, вся история.

instagram.com/dsychev11

— Давай названия самых бодрых.
— Ну правда не знаю! Давай посмотрю. Первая пачка, которую вскрыл — «Габа Тау Юань». Что это значит, не спрашивай. Или вот «Дунь Винь Лао Ши», угольный такой. Недавно играли в хоккей в Татарстане, и нам надавали с собой ферментированного иван-чая — на ночь одно удовольствие. А от Димы есть такие, которые здорово сшибают с утра — реально глаза округляются, и весь день как заведенный. Гораздо круче кофе. Это плюс для подкаста: с каждой пиалой гость бодрее.

— Главное для тебя качество Сычева?
— Простота прямо сражает. Человек его статуса мог бы быть снобом: «Весь мир мне должен». В этом с Ромой Широковым — большие открытия. Никаких залетов и претензий. Диму с Романом Николаевичем мы позвали в нашу команду «Роспресса». Были готовы морально к их райдерам — ну, мало ли. Нет, все идеально.

С Широковым летели в Барнаул — первый его выезд. Опоздали на самолет, потом добирались через Новосибирск, потом с одного края Алтая на другой километров триста в микроавтобусе. Ноль эмоций, удивительно.

инстаграм Дениса Казанского

— Аршавин такой же?
— Совершенно, да: снимая микрофон, не сбрасывает с себя маску. Другие подстраиваются, пытаются играть в кадре — Андрею, образованному, мыслящему, это не надо.

Плюс помогает по-другому смотреть футбол и говорить о нем. 25 раз подумаешь, прежде чем делать вывод. Так было на финале Кубка лиги в Англии: команды нам обоим знакомые, а Андрей подмечает детали, о которых я бы и не подумал. Комментаторы в эфире часто выдумывают: «Как же гениально он (неважно кто) сыграл!» А оказывается, это случайность, и больше такого никогда не повторится. Или это просто хорошая подача с углового, и все, а не чего-то такое космически круто подготовленное на базе.

instagram.com/andrey.arshavin10

Карпин нас больше учил, чем Аршавин. Так у них и должности разные. Андрей эксперт. Когда он в студии и гости ведут себя иначе: Аршавин рядом, другая лига, банальностями не отделаешься.

— Что Аршавин откалывал вне кадра?
— Вышли с эфира, один из продюсеров говорит: «Андрей, тебе надо на интервью в такую-то студию?» — «А где она?» Объясняют, что в другом корпусе. «Ладно, в корпус пойду, а дальше — нет. Там студии Первого канала, мне туда нельзя».

— Лучший хоккеист из бывших футболистов?
— Мостовой очень грамотный защитник, знает, как начать атаку и как хитануть. Широков с Сычевым — крайние нападающие с разными функциями. Дима снайпер, Рома отдает и забивает. Все игровики и в шикарной форме — со всеми кататься удовольствие.

«Коммент.Шоу»

— У «Коммент.Шоу» все тот же спонсор. Идея шоу принадлежит ему?
— Да, они видели наши дружеские пикировки с Костей, Ромой и Нобелем. Решили сделать так, чтобы мы сидели за одним столом и болтали. Взяли за основу формат Урганта и компании и наполнили футболом и игрой от партнера — угадываем фаворита матча.

Коммент. шоу

У нас отличный продакшн и, как мне кажется, упаковка: картинка прямо шик. Но мы еще себя ищем. У меня нет ощущения от шоу как от законченного продукта с четкой идеологией. Обсуждаем новости, реагируем на отзывы, в конце наказания — то есть надергано из разных форматов. Каждый раз что-то меняем — это дорога, по которой никто из нас не ходил. Интересно.

— С каждым выпуском все лучше, но одна из претензий к «Коммент.Шоу» — слабые разгоны. И Генич действительно отпускает себя и раскрывается, остальные шутят натужно. Что ты бы сам улучшил?
— Увеличил бы свою скорость. Реакция — самое сложное в таких случаях. Мы еще в поисках баланса, чтобы не орать всем вместе. Я пока чаще дорогу уступаю. Мы же все разного темперамента и с разным чувством юмора — кто-то щербаковского плана, кому-то легче сделать карцевскую паузу.

— Мне казалось, тебе бывает неловко: тише всех, как-то отсиживаешься обычно.
— Да, иногда обалдеваю, что у коллег в голове. Легко все превратить в балаган, если каждый будет выдавать как из пулемета, не слыша других. Я и не умею так, и не собираюсь учиться. Один, но мощный панч перевешивает пять проходных шуток.

Коммент. Шоу

Юмор в принципе специфическая вещь: я вот очень осторожно отношусь к шуткам внутри репортажа. И «Коммент.Шоу» я бы пока не назвал прямо юмористическим. Шутить каждые три секунды я, например, не умею, это такое минное поле. В общем, я пока очень осторожно отношусь к «Коммент.Шоу».

— Планерки проводите перед записью?
— Небольшая сценарная группа подбирает новости и примерно прописывает ход беседы. Внутри ее начинаем тарахтеть и импровизировать. «Прожектор» тоже шел по сценарию, но я тоже пересматривал и видел, как они разгоняются. Но это все-таки их профессия, мы же комментаторы в первую очередь.

Как Казанскому без Англии и за что его ненавидят?

— К весне 2020-го общее место: Казанский — более-менее лучший комментатор «Матча». Когда ты стал такое слышать регулярно?
— Совсем недавно Вася Уткин сказал об этом на стриме, а для меня его слова невероятно важны. Когда-то, когда он был моим боссом, сделал совершенно неочевидный выбор в мою пользу на финал Лиги чемпионов — 2009 — «Барса» — «МЮ». Подъезжаю в троллейбусе к телецентру, получаю звонок от Васи и чуть не падаю. Я всего три года как на «Плюсе» — а тут такое назначение. Сложнейший момент — и, чего уж там, провал. Давно не переслушивал, но это было просто ни о чем.

Тот финал точно не стал событием в жанровом понимании, но точно в личном. Только после небольшой депрессии и переосмыслении профессии я стал понимать куда двигаться. И что это очень долгий процесс. Пожалуй, такими рельсами стал 2011-й и командировка на финал Кубка Стэнли.

— Генич под новый год в твиттере открыто говорил, что недоволен собой. Ты можешь без скромности объяснить, как прибавил?
— 2019-й и правда был особенный. В моей личной жизни произошел серьезнейший кризис. А от «Матча» ушла Англия, осталась только РПЛ. Другие чемпионаты я комментировать не хочу. Кто лучше Генича расскажет про Испанию, лучше Криво и Нагучева Германию, лучше Черданцева и Нобеля Италию!

Коммент. шоу

Зато появился вариант с эфирами «Все на Матч!». Это такой выход из зоны комфорта, очень увлекательный. Приходит к тебе гость, борец или стрелок. Крайне любопытная подготовка. Но беседа — не комментарий, тут легче, как мне кажется. Да и формально с этого я и начинал: «Новости спорта» на липецком канале ТВК в конце 90-х. Мы тогда первыми стали делать это ежедневно и в прямом эфире — прежде спорт в Липецке был только по пятницам.

Теперь есть и ютуб — уже большая часть жизни. Снялся в кино — жаль, что из-за вируса перенесли премьеру.

— Каково было сниматься в «Стрельцове»?
— Когда пригласили на кастинг, думал: хрень какая-то, советский комментатор в кино. Миллион человек на роль — вот и решили развлечься, пригласив меня, чтобы была видимость кропотливого выбора. Нас [комментаторов] же так Данила Козловский снимал в «Тренере», и кино получилось про Нобеля Арустамяна. Мы начитывались, перечитывались. Нас могло быть и больше, но у меня одна фраза в кино: «Будет интересно!» Понятно, что в итоге на ней весь фильм и держится — и все-таки.

Окей, приехал, прочитал текст, не перезванивают — ну, ясно. Через две недели звонит уже не помреж, а сам Илья Учитель — режиссер. Предложил переснять: «Нужно эмоциональнее». Говорю, что в советскую эпоху эмоций особенно и не было, и шляп не подбрасывали. «Нет, надо орать. Но интеллигентно». Ну я проорался. Через два дня меня утвердили.

Снимали недалеко от Таганки — во дворе у студии воссоздавали эпоху. Пять смен костюмов, все на свете. Каждая деталь кадра — согласование. Круто, но рутинно — например, пять раз требовалось прокричать одно и то же. Голос рвался. А потом озвучание — тяжелейший труд. Читал интервью актеров дубляжа и думал: что такого-то? Нет, это жутко долго: занимает дольше, чем съемки, несколько дней. Попасть в свою мимику, поймать интонацию, «Торпэдо» вместо «Торпедо». Учитель доволен «и», но вот «а» надо по-другому. Я пока не видел окончательный вариант.

Но я невероятно благодарен Илье Алексеевичу, что через все это прошел — это важнейший опыт. И знакомство с процессом, о котором я и не мечтал. Я там с усами, кстати. А носил их в конце школы и начале института. Сейчас задумался — может, вернуть.

Картина необычная — я не видел, но, как я понял, вроде «Легенды № 17». Александр Петров на Стрельцова, конечно, максимально не похож.

— Гутцайт рассказывал, что терял мотивацию и устал от коллектива и режима — как ты этого избегаешь?
— Я от этого и не бегу. Специфический момент, который все по-разному воспринимают. Я слишком долго шел к этому всему. Ты не знаешь, что тебя ждет в ближайшие 90 минут. Муть какая-то или вот мой недавний матч Кубка лиги. Вышли молодежь «Ливерпуля» и «Арсенала» — и закончили 5:5 и серией пенальти, экстаз.

Getty Images

Я комментирую не каждый день, к тому же, меняю виды спорта и жанры. Футбол всегда непредсказуем, шайба, Олимпиады, чемпионаты Европы и мира — как можно потерять кайф? И не вижу потолка. Взял ты «ТЭФИ» (хотя пока меня это не касается), обмыл, конечно. Но взял за то, что уже прошло. Теперь снова доказывай, что лучший. Что этот статус заслужил, а не получил.

— Что еще из футбольного смотришь?
— «КраСаву» смотрю, конечно. У Жеки своеобразный стиль подачи — круто, что он есть, но мне чуть ближе формат Пивоваров.

С ютубовского Ванкувера мы с Лехой Бадюковым взяли формат «У раздевалки» для КХЛ ТВ. Дико нравится.

— В чем мотивация смотреть «Все на Матч!», если не включается Губерниев и никого не обливают водой? С «8-16» то же — разве формат себя не изжил?
— Во «Все на Матч!» много общения. Разные точки, крутые эксперты, довольно много регионов.

В «8-16» мы меняемся постепенно в сторону Match of the Day. Понимаю, что прежний, бесконечный формат невозможен: никто не высидит три часа. Сейчас по темпу продвинулись. Все уже видят, что делают BT или Невилл с Каррагером на Sky — я точно вижу. Когда футбол вернется, еще придумаем разные фишки.

— Тебя сейчас все любят — а хейт вообще прилетает? И за что?
— Скучный, сноб, такой-сякой. Ну да, раньше было в разы больше. Манера моего комментария не всем заходит: кому-то нравятся ирония и сарказм, другим нет.

В соцсетях немедленно баню. Когда только начинал и читал форум «Плюса», пытался понравиться. Это нормально для молодого человека, теперь понимаю: глупо. Мало кто обращает внимание на недочеты. И подсказывает, что и где не так — в основном эмоции. А оскорбляешь — вали.

— Когда-то опаздывал на эфир?
— Полгода назад, выручил Артем Шмельков. А еще в начале «Все на Матч!» Я и так иногда путался в расписании — а тут приходит здоровая сетка. Звонят: «Добрый вечер. А у вас через час эфир. Помнишь?» Думаешь: «Бляха-муха». Влетел без подготовки — за минуту до эфира.

Уткин, имидж, вес

Юрий Кузьмин, photo.khl.ru

— Кто из комментаторов в твоем топе?
— В нашей профессии есть «камертоны» — я прежде всего про Васю, Юрия Альбертовича. Они всегда скажут, если что: «Старик, ну ты чего». Да даже хвалят кого-то другого, а не меня — и думаешь: «Блин, что он сделал такого, что ему написал Розанов?» Вслушиваюсь, пытаюсь понять процесс.

Парный комментарий гораздо сложнее сольного. Здесь идеальные партнеры — Рома Трушечкин и Кривохарченко. Очень четкий баланс футбольной науки и словесного изложения. Эмоции — в этой лиге Генич и Черданцев элита. Всегда знаешь, что получишь, когда этот матч на комментарии Мельникова или Шмурнова. И так с каждым. Сложно выделить канонического. Как у актеров. Чем Цыганов лучше Яценко? Или Кукушкин Паля?

— Ты проходил проверку Уткина — вроде «говно ты, а не комментатор», как он говорит Гутцайту?
— Не нарывался: приехал в Москву в 26 лет, сложившимся, после армии, института. Вася тонкий педагог и знает, кого матом крыть, а кого не надо.

Только однажды прилетело, и то касаемо репортерской работы. 2006 год, первая командировка на чемпионате мира. Я всего четыре месяца отработал в бригаде, а тут сразу ЧМ. И Уткину показалось, что я с какой-то сказочной интонацией начитал сюжет о тренировке сборной Японии в Бонне. Просто разнес по телефону — со всеми переливами. Ни с чего вообще, как мне казалось, но он был прав.

— Как Уткин высказывается — о Дзюбе, Тине Канделаки, «Матч» — тебе всегда нравится?
— Для него это нормально. Вася считает так, мнение не навязывает. Это его война. Мотивация — неважно. У него своя позиция.

instagram.com/realradioutkin

— Ты думал о том, как держишься и выглядишь в кадре?
— Я воспитан липецким ТВ, где понятия гримера не существовало вообще. Прибегаешь, стоит пудра, лак — припудрился, брызнул и в кадр. На «Плюсе» было уже лучше. Но, кстати, у нас не было монтажеров. Для меня, когда переехал, это был шок. Снял, потом сам смонтировал. Никто особенно не парился об одежде — по старым кадрам видно. Не федеральное ТВ, семейное.

Впервые я крепко задумался об имидже, когда поехал в английский корпункт. Стал смотреть все футбольные программы — на Sky, «Би-би-си»: как подбираются костюмы, как выглядят ведущие, как работает каждая деталь.

Не могу сказать, что покупаю дорогие вещи. Но за качество все-таки надо платить. Моя самая дорогая вещь — пуховик Canada Goose: привез из Канады себе и жене. Ну и халат выглядит дорого — нам с Елагиным подарили по халату в Узбекистане.

— А личная, важная для тебя реликвия?
— Коробочка с газоном «Олд Траффорд» 1999 года, когда выиграли требл. И медаль хоккейная 92-го года.

— Лишний вес для тебя был проблемой? Если он есть вообще.
— Это перманентная борьба. Сейчас пытаюсь жить по методу Овчинникова — есть один раз в день. Сначала еле выдерживал, а теперь спокойно терплю до вечера: утром йогурт или творожок — и жду ужина.

Для меня самая большая боль, что нет физической активности. Когда уезжаю на турнир (Олимпиада, ЧМ), за месяц прямо добавляю, это беда. Отжимания, приседания дома впрок не идут — нужны хоккей или бег.

— Волосы у тебя выпадают не драматически, но ты что-то с этим делал?
— Вообще не беспокоился об этом. Вася как-то сказал, что я интеллигентно лысею с затылка. Есть и есть, никогда не думал.

Торжок, Липецк, патриотизм

Владимир Беззубов, photo.khl.ru

— Ты играешь в хоккей по всей России. Хоть один город тебя вверг в уныние?
— Торжок. Место удивительной красоты, но война там закончилась несколько часов назад. Я из Липецка и знаю, как живет то, что здесь иногда называют замкадьем. Мы-то и гоняем шайбу по стране, чтобы рассказывать о людях, которые позволяют другим почувствовать себя лучше. Глава Бобровского района Воронежской области Анатолий Балбеков сделал нереальные условия для детей: не просто каток для хоккеистов и фигуристов, но и гигантский образовательный центр. Мы и на стройке просто обалдели, а теперь туда выстраиваются очереди из преподавателей со всего региона.

Или Вадим Смагин, директор «Бочкарей», спокойно мог бы доить деньги из пригорода Лондона и развивать себя там. Нет, человек не уезжает из села (правда села!), делает его лучшим в стране. Строит каток и бесплатно привозит на автобусах детей из соседних сел на занятия шайбой и фигуркой. Наши хоккейный друзья из маленького города Туймазы и предприятия «Сава», которые проводят ежегодный турнир имени Наилича. Тоже давно могли бы жить за границей, но из Туймазов никуда. Потому что в ответе за всех. За их большой завод. А это люди, пополнение бюджета региона. Без них что бы там было? Какой детский спорт? А сейчас там финалы страны по юношам хоккейные проходят — невероятно.

Это и есть патриотизм. России нужны такие люди. А их мало. Они для «Красной книги», но они есть! И они должны вдохновлять. А так понятно, что проблем масса.

— В Липецке какие?
— Я написал в инстаграме о закрытии школы «Металлурга». Из состава его учредителей вышел Новолипецкий металлургический комбинат (председатель совета директоров НЛМК — Владимир Лисин, второй в списке Forbes 2020 года, состояние — 18,1 млрд $. — Sport24). Для футбола это приговор — клуб вполне может скоро попасть в небесную лигу.

В конце 90-х спорт в Липецке цвел: волейбольный «Стинол» играл в высшей лиге, футбольный «Металлург» проиграл «Уралану» за выход в Премьер-лигу, хоккейная команда два года играла в Суперлиге — сейчас ее просто нет. Все накрылось тазом и превратилось в болото. Все эти клубы могли бы поддерживать богатейшие предприятия, которых в Липецке много. Не хотят — как, видимо, и Лисин. Он увлечен стрельбой, остальные виды — не его хобби. Окей, это по крайней мере честно — и лучше, чем ждать милости от властей.

— Липецк Артемий Лебедев описал как «зажиточный и бездарный»: деньги есть, но вкладывают их в убогую архитектуру. С прочим такая же картина?
— Город был курортным, минеральные воды, целебные грязи, все такое. Потом решили забабахать комбинат. Тут, сам понимаешь, привет экологии. Ладно, что дымило, ничего не поделаешь — но было время, когда налоги от Новолипецка были в Липецке. И в город вкладывались большие деньги. Зеленый, ухоженный, уйма фонтанов — конфета. У Воронежа не было никаких шансов называться столицей Черноземья.

РИА Новости

Потом налоги ушли из Липецка. И тут болото. И это не единственная причина. Сейчас Воронеж в порядке, а Липецк погряз. И это больно — все-таки родина. А деньги-то в городе есть, и действительно не малые. Вопрос, как и на что их нужно потратить. И кто этим занимается. Прекрасно помню город, в который люди хотели приезжать. И я видел город, из которого мечтали уехать. Моя мама, мои друзья, да все липчане заслуживают совсем другой Липецк.

Путин, «ну а как?»

— О чем ты не спросил Каспарайтиса — ты играл в Ночной хоккейной лиге?
— Да, в прошлом году стал чемпионом Москвы.

— Сокрушил команду Путина, значит?
— Да ну нет, конечно. Это же любительский чемпионат Москвы. Вот тут мы командой «Белые Тигры» всех и победили. А президент играет в гала-матче Ночной. В Сочи. Я одевался на один из таких — это давно, лет шесть назад. Отобрали по одному человеку от команд, сформировали три команды по одной на период. На лед я так и не вышел — там свой коллектив.

— Но ты же комментировал сборную НХЛ?
— Да, было необычно. «Каменский, Буре, Путин. Путин бросает!» — ну а почему нет?

РИА Новости

— Тебе на хоккее прилетал силовой прием? Или все нежно, как у Путина?
— У меня нет передних зубов. Это было еще в Липецке. На следующий день — прямой эфир, а я выпендрежно играл в визоре. Уже уходили со льда, я полез ко вратарю за шайбой. Подскочил защитник — клюшкой «тынь!» Выплевываю зубы. Сразу поехал вставлять к хорошему знакомому и на следующий день в эфире. Больше не форсю, играю в маске.

— Самое важное: откуда взялось твое роскошное «ну а как»?
— Сложная история, олимпийская. Приехали за пару дней до Игр-2014. Адлер, коллегу накрыло на пирсе волной. В гостиницу везли его в багажнике. Февраль, конечно, он захотел мороженого. Остановились купить пломбир. Открыли багажник, отдали, из багажника выпадает бейсболка. Он лежит. В багажнике. Пока искали кепку (темно же, ночь), нарисовался наряд полиции: «Ребят, так нельзя». Захлопывая багажник с товарищем внутри, еще один коллега и произнес: «Ну а как?»

Я и «купил».

Подписывайтесь на телеграм-канал автора

Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене

22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0