Нынешняя неделя стала шоковой для российских фанатов Формулы-1. На вершине автоспорта больше нет российских пилотов. Пока только на Гран-при Малайзии. Но в перспективе — до конца сезона как минимум.
«Торо Россо» решил заменить Даниила Квята на Пьера Гасли. Французу будет предоставлено несколько гонок, а Квят останется сидеть «на банке». Что пошло не так и почему из пилота с подиумов Даниил превратился в резервиста?
Крутой подъём и долгое падение
Карьера Квята в Формуле-1 развернулась по драматическому сценарию. Даня добился головокружительного успеха, попав в «Королевские гонки» сразу после GP3. Первый сезон был не сверхуспешным, но показал миру талант Даниила. А неожиданный уход Феттеля в «Феррари» подарил Квяту новый супершанс — перевод в «Ред Булл».
Дальше — больше. На второй сезон Квят превзошёл побившего прежде Феттеля Даниэля Риккардо и постоял на второй ступени подиума. Третий год Квят начинал уже никак не новичком. Но тут что-то пошло не так.
По версии руководителей «Ред Булла» у Даниила сдали нервы. Вразумительной версии от самого Квята мы так и не получили. На третьем этапе сезона рискованный манёвр принёс россиянину подиум и похвалы от команды. На четвёртом — в Сочи — Квят устроил большую аварию, дважды въехал в Феттеля и... на следующий этап приехал пилотом «Торо Россо».
Что случилось, мало кому понятно. Хельмут Марко и Кристиан Хорнер одним махом низвергли гонщика, которого нахваливали ещё две недели тому назад. По их словам, Даня не справился с психологическим давлением. В закрытом мире Формулы-1 трудно знать наверняка, что двигало боссами команды и как вёл себя Квят. Но вот дальше психологический надлом стал очевидным.
Попав в «Торо Россо» Квят побывал в нескольких авариях и всего раз до конца сезона забрался в очки. На этот раз «Ред Булл» встал на защиту россиянина, признав, что перевод в младшую команду стал сильным ударом. Больше всего публичной поддержки Квят получил от главы «Торо Россо» Франца Тоста. Но тот в политике выбора пилотов ничего не решает.
Вероятно, чувствуя вину перед Квятом, «Ред Булл» решил предоставить ему карт-бланш. Провальный сезон-2016 не стал поводом посадить за руль чемпиона GP2 Пьера Гасли. Квята оставили в команде со словами надежды на то, что он сможет вернуть былую скорость. Не смог.
Даниил разгромно проиграл Карлосу Сайнсу в гонках. Он опережал напарника в квалификациях, но только там, где у «Торо Россо» не было скорости. Если же команде выпадал шанс пройти в Q3, это делал испанец. В чемпионате Квят идёт аж 19-м, при том, что Сайнс — девятым.
Ходили слухи, что Квята уберут ещё в летний перерыв. Однако в «Ред Булле» продолжали терпеть, надеясь на «возвращение» пилота. Его так и не состоялось. Последней каплей — и последней гонкой Квята — стал этап в Сингапуре. Имея реальные шансы набрать очки Даня в безобидной ситуации въехал в стену. Такое на этапе позволили себе только он и Маркус Эрикссон.
Шансы есть?
Формально Квят остаётся «частью семьи «Ред Булла». Вроде бы, его вернут за руль во время Гран-при США, чтобы Гасли мог спокойно провести гонку в Супер Формуле. Но очевидно, что если француз будет нужен команде в Остине, никакой контракт в Японии не станет ему помехой.
Подписав контракт с «Хондой», «Торо Россо» наверняка должен будет отдать одно место пилота японцам. Кого посадить на второе — главный вопрос для команды. Руководители программы пилотов говорят, что замена Квята на Гасли призвана решить эту проблему, дать оценить, кто же лучше — Квят или Гасли. По факту же, вряд ли провал Гасли вернёт Квяту шансы.
Во-первых, провалиться хуже, чем Квят в этом сезоне, будет действительно тяжело. Во-вторых, самому Дане давали право на ошибку. Вряд ли его не будет у Гасли.
Что дальше?
Уход из Формулы-1 — огромный стресс для пилота, низвержение с вершины. Из всех питомцев программы «Ред Булл», выброшенных на берег штормами «Королевских гонок», по-настоящему нашёл себя только прошлогодний чемпион Формулы-E Себастьен Буэми. Жан-Эрик Вернь выступает в той же серии, но не особо успешно. Хайме Альгерсуари крутит пластинки на Ибице. Себастьен Бурде и Скотт Спид особых успехов в карьере так и не добились.
Если пилоты Ф-1 не уходят в никуда, они идут либо в Ф-E, либо в WEC — знаменитый «Ле-Ман». Там выступает и первые русский пилот «Королевских гонок» Виталий Петров и ещё много россиян. Не удивлюсь, если со временем в серию спортпрототипов переберётся и Квят. Но сначала ему придётся разобраться со всеми термитами, сгрызшими его карьеру изнутри.