Репортаж из Шанхая, где спецкорры 8news увидели, как живет и зарабатывает команда с самым высокооплачиваемым футболистом планеты Земля.
В воскресенье утром местный редакционный телефон бригады 8news засиял незнакомым номером. На том конце провода мужчина с почти оксфордским английским представился сотрудником шанхайской футбольной ассоциации и извинился за то, что ему не удалось сделать нам аккредитации на матч «Шанхай СИПГ» — «Гуанчжоу Эвергранд». В качестве «sorry» он предложил за причинённые неудобства билеты на матч другой шанхайской команды — «Шеньхуа» — против столичного «Бейцинь Гоань».
Стадион контрастов
Арена «Шанхай Шеньхуа» расположена в самом центре города. И, в отличие от арен «Тяньцзиня» и СИПГ, снаружи он выглядит довольно современно. По периметру расположены кафе с телевизорами (где болельщики, не попавшие в чашу стадиона, могут следить за матчем), а также небольшие футбольные поля, где любой желающий может сыграть в футбол.
Правда, внутри он явно проигрывает в комфорте и стадиону «Тяньцзиня», и арене СИПГ. Как-то слишком всё просто. Но уютно.
Однако, делаем официальное заявление, в реставрации арена нуждается. Например, так выглядят сидения в VIP-ложе, куда нас отправила шанхайская футбольная ассоциация.
Тевес звезда. Но только не на поле
Зато у «Шанхай Шеньхуа» есть официальный магазин. Фан-шоп. Фирменная лавка атрибутики. Называйте как хотите, но суть одна. И вроде бы это рутинное, банальное, очевидное сообщение. Но на самом деле официальные фан-шопы для Китая пока редкость. И это несмотря на переселение экс-звёзд европейских чемпионатов. Халка, Оскара, Витселя, Тевеса и далее по VIP-списку.
Однако даже майки Халка больше продают с рук, о чём мы подробно писали. А именно эффектных, удобных, современных магазинов для болельщиков в Китае почти нет. Но местные и не жалуются — они привыкли к шумным рынкам, ворчливым торговцам и игре «Правильная цена».
А вот европейцам подавай фан-шопы. Потому за полчаса до матча в нём, кроме нас, есть... ещё 3 милейшие китаянки и два суровых китайца. Только вот все эти товарищи — сотрудники магазина.
Покупателей, персональных и обычных, здесь ровно ноль.
Сам магазин стилен, красив и похож, собственно, на магазин футбольного клуба XXI века. Одна беда — ничего, кроме банальных футболок и небольшой линейки повседневной одежды в нём нет и в помине. Никаких, скажем, открыток, чашек, мисок для собак. Да хотя бы свитеров с изображением/автографом любимых футболистов и тренеров!
На европейском уровне в плане маркетинга Китай работать не научился.
И это притом, что за «Шанхай Шеньхуа» играет (а заодно получает миллионы евро) не кто-нибудь , а Карлос Тевес. В фан-шопе он звезда и истинное божество.
Жаль только, что не на поле....
Триумф «народной команды»
И, конечно же, про сам футбол. На самом деле, если абстрагироваться от положения команд в турнирной таблице, то матч выглядит довольно интересным. За «Шанхай Шеньхуа» выступает самый высокооплачиваемый футболист мира... Это и есть Тевес (годовая зарплата — 40 миллионов евро). А «Бейцинь Гоань» — народная команда. Этакий китайский «Спартак». Команда с самой многочисленной армией болельщиков в стране. Плюс ко всему, «Гоань» — самый старый клуб Китая.
Кстати, матч проходил параллельно с игрой московского «Спартака». Правда, если в Уфе красно-белые за 90 минут встречи забить так и не сумели, то в Шанхае их китайский аналог сумел огорчить соперника дважды.
В ответ был получен лишь один точный удар. А самый высокооплачиваемый футболист планеты синьор Тевес запомнился только неточными подачами со штрафного. Кажется, Карлито уже и не скрывает, что единственная интересующая его вещь — смс из банка два раза в месяц.
«Бейцинь» — именно так звучит название китайской столицы, Пекина, на литературном китайском языке — выиграл. Болельщики хозяев покинули стадион моментально. А вот гости ещё долго после финального свистка праздновали победу.