Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Хоккей
2 июля 2021, Пятница, 09:30

Легендарный гол советского хоккеиста Харламова. Он красиво обманул двух канадцев и бросил под перекладину: видео

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Новый выпуск проекта Hockey History.

Sport24 представляет новый выпуск проекта Hockey History. На этот раз мы расскажем о легендарном голе Валерия Харламова на Суперсерии-1974. Как советский хоккеист обманул защитников, а также как «Кленовые листья» мстили ему за это — в авторской программе Артема Гаева.

Чтобы понять, чем Суперсерия-1974 отличалась от той, что состоялась двумя годами ранее, достаточно послушать ее непосредственных участников. Вот, как вспоминал 1972-й год великий канадец Фил Эспозито:

«Мне говорили накануне серии, что у русских в составе есть звезды. Чего? У русских? — отвечал я им. Это я — звезда. У них там, в их команде, одни медведи. Что бы там ни говорили, мы их положим одной левой».

А вот как о старте противостояния 1974-го года отзывался наш Владимир Лутченко:

«Кое-кто у нас недооценил соперника, Петров даже сказал, что много этим ветеранам забивать не надо. Поразил Хоу, ему 46 лет, но он атлет, коих поискать, взял Гену Цыганкова „на вилы“ и поднял надо льдом, такой силушкой обладал. А локти у Горди очень острые, я на себе ощутил».

В чем же была разница? Почему в первом случае соперника недооценивали канадцы, а спустя два года уже советские игроки? Объяснить это можно легко: если в 72-м в составе «Кленовых листьев» играли звезды Национальной хоккейной лиги, то двумя годами позже команда был составлена из представителей Всемирной хоккейной ассоциации. Эта организация хоть и пыталась конкурировать с НХЛ, но по статусу всегда была ниже.

Впрочем, недонастрой сборной СССР объяснить все равно сложно — ростер канадцев и в 74-м выглядел мощно. Вернулся в хоккей великий Горди Хоу, компанию ему составили легендарный Бобби Халл, голкипер Джерри Чиверс, нашлось место в команде и участникам Суперсерии-1972 Пэту Стэплтону и Фрэнку Маховличу.

И все-таки проблемы с мотивацией случились — уже в первой игре команда Бориса Кулагина не смогла обыграть «вторую» сборную Канады. Виноватым в этом, в первую очередь, оказался Халл, который не просто оформил дубль, но своим вторым голом украл у советских хоккеистов победу. Эта шайба была заброшена за 6 минут до финальной сирены, счет после нее стал 3:3, а времени на то, чтобы вернуть себе преимущество у команды СССР не осталось.

«Разве такое забудешь! Мы играли в Квебеке. Это был первый матч, и мы не имели права проиграть. Но уступали в счете — 2:3. Я тогда думал: черт, нас же со стадиона не выпустят после сирены. Нужно было срочно забить. И тут наш парень пролетает к воротам за несколько минут до конца. У него не получается нанести бросок. Но я катился прямо за его спиной и смог сравнять счет», — будет вспоминать спустя несколько десятилетий Халл.

Но встреча в Квебеке все-таки вошла в историю не из-за Халла. Ее главным героем стал форвард советской сборной Валерий Харламов, забросивший одну из самых легендарных шайб в истории хоккея. Во второй половине второй двадцатиминутки канадцы заработали удаление, а реализовано оно было не самым привычным способом. Харламов получил шайбу на синей линии своей зоны, сбросил с плеч одного соперника и полетел к воротам хозяев.

На синей линии чужой зоны ему удалось парой обманных движений «раздвинуть» защитников Стэплтона и Жана-Клода Трамбле, после чего перед 17-м номером остался только вратарь Чиверс. Тот завалился на лед и попытался клюшкой выбить шайбу у Харламова, но в последний момент нападающий успел бросить под перекладину. Шедевр на все времена!

Ну а лучшую рецензию на гол Харламова выдал один из пострадавших — защитник Трамбле. Фраза «такого хоккеиста нет и не будет» из уст канадца в адрес игрока сборной СССР — это больше чем комплимент.

«Когда мы со Стэплтоном откатывались назад, я был абсолютно спокоен. Ни один форвард НХЛ или ВХА не рискнул бы сунуться между нами. Без ложной скромности скажу, что менее опасно было бы оказаться между двумя жерновами. Но этот русский понесся прямо на нас. Что было потом? Я видел, что нападающий хочет обойти меня слева, с внешней стороны. Стэплтон, как потом выяснилось, увидел абсолютно противоположное: что русский хочет обойти его справа и тоже с внешней стороны. Когда мы разъехались, чтобы каждый мог поймать „своего“ Харламова, то настоящий Харламов проскочил между нами и забил гол. Я по сей день не понимаю, как он нас прошел. Знаю одно: другого такого хоккеиста нет и не будет».

В той Суперсерии Харламов отличился всего дважды — но и второй гол, забитый уже в Москве, получился эффектным. К шестой игре серии канадцы окончательно убедились, насколько опасен может быть 17-й номер соперника, и на протяжении всех 60 минут окучивали главную советскую звезду. Вот, что вспоминал о том вечере врач сборной СССР Олег Белаковский:

«Казалось бы, незаметный тычок клюшкой, и у Харламова разбита переносица. Мне с трудом удается остановить у него кровь. Удар в переносицу — штука очень болезненная, но сейчас не до боли, и Валерий снова рвется на лед. Канадцы ставят перед собой задачу — сломить этого упрямца, сломить любой ценой».

«Сломить упрямца» не получилось — за 7 минут до конца встречи при счете 4:2, когда у «Кленовых листьев» еще оставалась надежда на спасение, именно Харламов окончательно добил гостей. Владимир Викулов подхватил шайбу в средней зоне, немного покружил с ней и двинул к воротам сборной ВХА. На синей линии он передал хоккейный снаряд Харламову, перед которым оставалось два защитника и вратарь.

Великий нападающий решил эпизод за каких-то пару секунд. Резко включил ноги, проскочил между двумя соперниками, а когда один из них сбил его с ног, Харламов в падении умудрился бросить мимо Джерри Чиверса. Возможно, этому голу не хватает эстетики, но сколько в нем характера и воли к победе!

Сборная СССР выиграла тот матч со счетом 5:2, канадцев такой исход устроить никак не мог. Если до начала серии они обещали обойтись без кулачных поединков, то после третьего поражения совершенно забыли о данном слове. Прозвучала финальная сирена, но вместо традиционного рукопожатия защитник Рик Лэй набросился на Харламова, и на льду началась массовая драка.

Из четырех матчей того противостояния в родных стенах сборная СССР выиграла три, еще одну встречу свела вничью и одержала уверенную победу в Суперсерии-1974. Кто-то скажет, что это была всего лишь команда ВХА, а не могущественной НХЛ, но советские хоккеисты особой разницы не ощутили:

«Мы понимали, что канадцы — это канадцы. Они играют с первой секунды до последней. И с ними никак нельзя расслабляться. Тем более был не самый комфортный счет после канадского этапа. В итоге к этой серии отнеслись психологически иначе. Так что победный конец серии 1974 года — это отголоски Суперсерии-1972. Хоть и считается, что команда-1974 была слабее, мы этого не заметили», — признавался спустя годы Якушев.

Подписывайтесь на хоккейный телеграм-канал Sport24

22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.

Сборная СССР по хоккею
Сборная Канады по хоккею
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0