Самый перспективный вратарь планеты — в глухом запасе СКА. Аскаров был надеждой России, а теперь его списали
На днях журналист The Athletic Скотт Уилер представил рейтинг наиболее перспективных вратарей. Критерий — возраст, он должен быть до 25 лет. И кто занял первое место? Конечно же, Ярослав Аскаров. Российские болельщики могут сколько угодно шутить над клюшкой, которую вратарь молодежной сборной отбрасывал на чемпионате как ящерица хвост. Возможно, сравнения с Андреем Василевским и натянуты, но это точно самый талантливый вратарь из тех, кто еще не уехал в НХЛ. А в рейтинге Уилера он даже обошел Спенсера Найта — сменщика Сергея Бобровского, который уже провел шесть матчей за «Флориду». Каково?
Но в России существует совершенно другой Аскаров. Выпавший из обоймы СКА. Проигравший конкуренцию Александру Самонову и Ларсу Юханссону. Играющий в МХЛ, в ВХЛ и где угодно, только не в сильнейшей лиге страны. В прошлом сезоне на счету вратаря-вундеркинда было девять игр за первую команду Петербурга. Судя по тем звоночкам, которые звучат в это межсезонье, в предстоящем чемпионате будет не многим больше. А то и меньше. Складывается устойчивое впечатление, что на Аскарове в СКА поставили крест. Но почему?
Начнем с того, что в это межсезонье Аскаров не сыграл за основу СКА ни одного матча. И если в начале августа на то была объективная причина — участие молодежной сборной в Sochi Hockey Open, то теперь совершенно непонятно, почему Ярослава не взяли с собой в Казань. Время идет, команда готовится, хоккеисты сыгрываются, а самый талантливый вратарь поколения будто бы отдельно от команды Валерия Брагина. Вместо того, чтобы поехать вместе со всеми на Кубок чемпионов, он остался в Петербурге, чтобы в составе фарм-клуба «армейцев» играть против «Нефтяника» и Академии Михайлова. Удовольствие, прямо скажем, сомнительное.
«Если говорить об Аскарове, то его оставили в клубе Высшей лиги для игровой практики. У нас четыре вратаря, сейчас он там отыграет 3-4 матча, а на турнире Пучкова уже будем смотреть», — так скупо главный тренер СКА Валерий Брагин прокомментировал отсутствие Аскарова в Казани.
Но началось все, конечно, не сегодня, и даже не вчера.
Как правило, молодежный чемпионат мира становится драйвером для дальнейшего развития хоккеистов. Тем, кто вернулся с МЧМ, зачастую дают практику в клубе. С пылу, с жару. Но не в случае Аскарова. Приехав в январе из Канады, он провел за СКА всего два матча: против «Сочи» (победа 3:1) и ЦСКА (поражение 1:3). В конце регулярного чемпионата перед петербуржцами не стояли какие-то сверхзадачи, были в календаре довольно проходные соперники, но Ярослав в лучшем случае сидел на лавке. Что уж говорить о плей-офф? После двух попаданий в заявку Аскаров поехал помогать команде МХЛ.
— У вас в прошлом сезоне за СКА была классная статистика, но всего 9 матчей. Что нужно сделать, чтобы в предстоящем чемпионате отвоевать себе больше игрового времени в КХЛ?
— Я и год назад работал на максимуме. А играю или не играю — зависит не от меня. Игровое время — прерогатива других людей.
— Когда Магнуса Хелльберга обменяли в «Сочи», не было ли у вас надежды, что СКА оставит вас с Александром Самоновым и не будет приобретать очередного вратаря-легионера?
— Нет, я все прекрасно понимал. Так было и когда Шестеркин играл за СКА. Он в принципе должен был становиться основным вратарем, но подписывали иностранца.
— Как вы думаете, это из-за чемпионских амбиций СКА или потому, что вы постоянно отлучаетесь в сборную и клубу нужна подстраховка?
— Честно? Не знаю. Не ко мне вопрос.
Это отрывок из интервью, которое Аскаров дал Sport24 в начале августа. Ярослав не предъявляет никому претензий из-за своей роли, но дает понять, что нынешним положением дел явно недоволен. А еще называет шоком уход тренера вратарей Рашида Давыдова, а самого экс-наставника — феноменом. Возможно, он и сейчас в некотором роде страдает за свои слова. Выражение поддержки уволенному сотруднику — не то, что поощряется в суперклубе из Санкт-Петербурга. Но причинно-следственная связь здесь может быть иная. Что, если сначала в СКА махнули рукой на Аскарова, а уже потом за ненадобностью отказались от его наставника? И ведь на то есть свои причины.
Боссы СКА в этом никогда не признаются, но все указывает на то, что дело в контракте Аскарова. Он подходит к концу 30 апреля 2022 года, и продлевать его Ярослав не планирует. С большой долей вероятности 19-летний голкипер доиграет (или досидит на лавке?) сезон и отправится в «Нэшвилл», который не так давно проводил на пенсию Пекку Ринне. Подписав в пару к Юусе Саросу чеха Давида Риттиха всего на один сезона, «Предаторс» недвусмысленно дают понять, что греют место для мегаперспективного россиянина. Аскаров последнее время хоть и отказывается говорить об НХЛ, все всё прекрасно понимают. В том числе и в СКА.
Все тоже самое уже пару лет назад проходил Алексей Мельничук. Сезон-2019/2020 он начал великолепно. Шесть побед и три сухаря за сентябрь автоматически сделали его вратарем месяца во всей КХЛ. Но потом что-то резко сломалось. Но не в игре Мельничука: он по-прежнему выглядел очень прилично и приносил победы СКА. Однако после Нового года ни разу не появился в основе питерского клуба. С тех пор он играл за «Сан-Хосе», фарм-клуб «акул» и «Торпедо», куда приезжал в аренду, но только не за свой родной клуб. А все потому, что отказался заблаговременно продлевать контракт с «армейцами».
Аскаров не первый и не последний. Маниакальное желание завладеть всеми перспективными хоккеистами страны приводит к тому, что в основной состав СКА выстраиваются километровые очереди. Стоять в них готовы далеко не все. При этом выбор, который есть в Петербурге, позволяет не держаться за того, кто не горит желанием всю жизнь провести со звездой на груди. «Хочешь уехать? Вали! У нас этих некстванов солить можно», — примерно так рассуждают в Северной столице. Тот же Василий Подколзин совсем недолго пробыл надеждой Питера. Теперь его в этой роли сменил Матвей Мичков. Хотя совсем недавно Роман Ротенберг сравнивал Подколзина, ни много ни мало, с Коннором Макдэвидом. Вот и за спиной Аскарова уже подрастает вратарь юниорской сборной Сергей Иванов. Потом настанет день — открестятся и от него. И все по новой.