Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Футбол
3 мая 2023, Среда, 17:00

«Всегда хотел зарядить по ногам Геничу!» Интервью Пятибратова: про уход из «Факела», Литву и Евсеева

Александр Мысякин,Sport24 / РИА Новости /youtube.com/КомментШоу
Поделиться
Комментарии
Хочет поскорее вернуться в футбол.

«Факел» — аутсайдер, вылета которого любители российского футбола хотят меньше всего. Воронежцы оставляют максимально приятное ощущение: крутые болельщики, классный город, дерзкая, местами безбашенная игра. В начале сезона из клуба был уволен Олег Василенко, выводивший команду в РПЛ. «Факел» возглавил его помощник — Дмитрий Пятибратов, через время ставший полноценным главным тренером команды. На днях уволили и его.

Автор Sport24 Тигран Арутюнян поговорил с Дмитрием о его времени в «Факеле», игре с Геничем за пермский «Амкар» и работе в литовском «Тракае».

Победа над «Динамо», уход из «Факела», Василенко

— В воскресенье «Факел» официально объявил о вашем уходе. Как провели эти три дня после отставки?
— Внутри — недосказанность и расстройство. Хотелось доделать то, что начал. Чувства смешанные. С одной стороны — огромная благодарность клубу, болельщикам и городу. Но с другой, блин, осадок, потому что пришлось оставить команду. Сердце разрывается.

— Как и когда узнали об отставке?
— Все было известно еще до матча с «Динамо». Поражение от «Оренбурга» стало ключевым. После него я инициировал встречу с Романом Гурамовичем [Асхабадзе]. Мы оба понимали, что процесс привыкания затянулся. Ситуацию нужно было менять. Результаты весной были не очень, и я понимал, что мои дни в клубе сочтены. Нужно было обыгрывать «Химки» и «Ахмат». Ничьи — не тот результат, которым мы могли быть довольны в финальной части чемпионата. Плюс, поражение от «Оренбурга», про которое я уже сказал. У нас был откровенный мужской разговор. Никогда не буду прятаться за обстоятельства. Мне не стыдно за свою работу. Мог ли я ее сделать лучше — наверное, да. На той встрече мы между строк договорились о том, что я покину «Факел» после матча с «Динамо». Ну а победа над «Динамо» — это что-то из рода «Уходя — уходи, но красиво».

— В микст-зоне после победы над «Динамо» вы, проходя мимо защитника «Факела» Игоря Калинина, встретились взглядом и оба улыбнулись. Что это значило?
— Калинин перед игрой сказал при всей команде: «Тренер, мы обязательно выиграем! Я отвечаю за свои слова». После матча я ему взглядом показал, что он настоящий мужчина, который держит обещания.

— Игроки были в курсе, что матч с «Динамо» последний для вас?
— Нет. Узнали только из официального заявления.

Александр Мысякин, Sport24

Дмитрий Пятибратов

— До вас «Факел» возглавлял Олег Василенко, с которым вы вместе работали во многих командах, начиная с 2010-го года. Его отставка в сентябре выглядела максимально странно. Почему вы не ушли за ним?
— Когда Петрович уходил, он сказал: «Дим, ты остаешься, работай». Они вместе с Романом Гурамовичем приняли решение, что к ближайшей игре команду буду готовить я. Если бы Петрович позвал меня с собой, я бы, наверное, ушел. Но он сказал оставаться, плюс у меня был действующий контракт. Я не мог бросить ребят за несколько дней до игры с «Локомотивом». В «Факеле» меня подобрали, когда я никому не был нужен. Я не мог плюнуть в душу людям и уйти. Хотя, честно говоря, я уже собрал вещи и думал, что матч с «Локомотивом» станет для меня последним. А когда мы проиграли «Спартаку» в Кубке, то в душе я уже со всеми попрощался. Перед игрой с «Сочи» начали доноситься разные слухи о том, что мне ищут замену. Но перед установкой в комнату зашел Роман Гурамович и объявил, что я теперь главный тренер «Факела». Чуть не провалился от счастья в тот момент! Это было неожиданно.

— Многие отмечают, что Василенко — спокойный, интеллигентный человек. Вы наоборот — взрывной и эмоциональный. Как это сочеталось в совместной работе?
— Мы во многом друг друга дополняем. Я и вправду более агрессивный. Плюс у Петровича не было большого игрового опыта, но он очень хороший теоретик — доходчиво объясняет материал. Работать с ним было удовольствием. Он так делегировал обязанности между тренерами, что в моей работе было много творчества. Он доверил мне тренировочный процесс, разбор соперника, анализ наших игр. Петрович меня выучил, мне было интересно с ним работать. Когда стал главным тренером, то в моем функционале, по факту, ничего не изменилось. Просто стал больше общаться с руководством и медиа.

— Со стороны это выглядело так, как будто Асхабадзе изначально рассчитывал на вас и ждал возможности снять Василенко.
— Слабо себе представляю такую ситуацию. Роман Гурамович очень вдумчивый человек. Все его решения максимально взвешены и принимаются во благо клуба.

— В каких вы сейчас отношениях с Василенко?
— Мы с Олегом Петровичем давно не общались. У каждого просто пипец сколько дел! Мне голову некогда поднять. А еще мы не общались последнее время, потому что гипотетически «Факел» и его «Алания» могли встретиться в стыковых матчах (смеется). Щепетильная ситуация, лишний раз с потенциальным соперником не общался.

— Готовы пойти в «Аланию», если Василенко позовет?
— Нет. Я уже давно был готов к самостоятельной работе. В прошлом сезоне у нас была непростая ситуация с двумя поражениями подряд — от «Олимпа» и СКА. Олег Петрович заболел, так что на ближайшие два матча руководить командой представилось мне. Я понимал, что третье поражение практически не оставило бы нам шансов быть в лидерах. Но в итоге в Астрахани мы обыграли «Волгарь», а дома липецкий «Металлург». Для меня эти две победы стали дополнительным сигналом, что я могу быть главным. Сейчас снова быть ассистентом мне неинтересно. Мне нужно реализовывать свои амбиции, у меня грандиозные планы в голове.

Евсеев, Слуцкий, Самедов

— На ваше место пришел Евсеев. Получится ли у него сохранить «Факел» в РПЛ?
— «Факел» в любом случае останется в РПЛ. Ребята готовы во всех отношениях. Вадим — грамотный специалист и порядочный человек. Ему сейчас нужно грамотно довести то, что и так работает. Машина едет. «Факел» сейчас — грозная сила. Новый тренерский штаб получил в руки прекрасный инструмент.

Евгений Семенов, Sport24

Вадим Евсеев

— Считаете ли вы, что Евсеев лучше вас, как тренер?
— Я уважаю всех коллег и не позволю себе высказывания по типу: «Я сильнее кого-то». Также не думаю, что кто-то из тренеров может сказать, что он сильнее Пятибратова. Это не проверено. Никто не знает кухню изнутри — состояние игроков, их моральные и физические трудности. К примеру, был Рамадан. Три игрока стартового состава постились, и мы понимали, что они не дадут нам то, о чем мы так долго мечтали. Плюс есть травмы. За мои 17 матчей в «Факеле» мы набирали, в среднем, одно очко. Последние игры показали, что «Факел» умеет играть в комбинационный футбол. Легко сказать — «я бы сработал лучше». Пусть придут и хотя бы повторят то, что я сделал. Уважаю свой труд. Никто не вправе оценивать себя выше меня.

— Вы сказали про Рамадан. Кто из игроков держал пост?
— Аппаев, Браими и Рабеи. Ребята большие профессионалы, но очень трудно, когда во время тренировки ты даже не можешь выпить воды. А ночью, когда нужно спать, ребята просыпались, чтобы покушать. А где брать силу и энергию? Мы подстраивали тренировочный процесс под их состояние. Ребята были в стрессовой ситуации.

— Слуцкий в недавнем выпуске Коммент.шоу сказал, что клуб в «Факеле» важнее тренера. Главные решения — за Асхабадзе, Котовым, Самедовым, а тренер просто обеспечивает тренировочный процесс.
— Все не так. На выбор игроков стартового состава никто, кроме главного тренера, влиять не мог. Спортивный блок работает над селекцией, просматривает игроков. Итоговое решение принималось вместе со мной. Без моего ведома игроков не подписывали. Кто думает, что руководство «Факела» определяло состав — пусть придет и скажет мне это в глаза. Я бы с удовольствием посмеялся над этим человеком. Если б такое и вправду было — зачем тогда им тренер?

— Нахождение спортивного директора Котова на скамейке во время матчей наталкивало на разные мысли.
— Начнем с того, что Кирилл Николаевич присутствовал на скамейке еще до меня. А мне его присутствие только помогало. Он работал в большом клубе, видел многие процессы изнутри. Котов реально разбирается в футболе. Мог подсказывать мне в некоторых моментах. К примеру, «Факел» проигрывает в тяжелейшем матче, я весь киплю. А впереди пресс-конференция. Кирилл Николаич подойдет: «Анатолич, спокойно, все в порядке». Все решения принимал я, но у нас в клубе так заведено, что мы друг другу помогаем. Президент «Урала» же сидит на скамейке, и это нормально.

— Перед стартом сезона в «Факел» пришел Александр Самедов, на должность старшего селекционера. Какие обязанности у него были на деле?
— Я часто разговаривал с Самедовым, он много рассказывал о том, как играл со сборной против лучших команд мира. Его подсказки я использовал в своей работе. Он прекрасный футболист. У него за плечами огромный опыт. В клубе он занимается селекцией. У него огромный фронт работы, потому что юношеские и молодежная команда тоже на нем.

Евгений Семенов, Sport24

Александр Самедов

— Почему «Факел» так слабо усилился зимой?
— Я не считаю, что слабо. Все исходит из возможностей клуба. Мы понимали, что не можем покупать игроков. «Факел» живет по средствам. Зимой мы усилились точечно и очень грамотно. Якимов и Марков — отличные трансферы. Плюс на флажке взяли Рабеи и Браими. Клуб сработал профессионально. Непросто заинтересовать игрока в переходе в «Факел». Все смотрят в сторону Москвы и больших контрактов.

— В «Факеле» играет бывший футболист 2drots Матвей Ивахнов. Как он вам?
— Матвей прогрессирует. Он очень профессионально относится к делу. Поначалу ему было непросто. У нас был жесткий, серьезный разговор после его удаления в матче против «Сочи». Ему пришлось делать выбор, и я рад, что он выбрал футбол. Он одним из первых приходит на тренировки. После идет в зал. Матвей следит за своим питанием и весом, полностью отдает себя футболу. Он заслужил выходить на замену. Мы помогли ему спрогрессировать, у него очень хорошее будущее. Его нужно направлять, иногда гладить против шерсти.

— Чем для вас остался «Факел»?
— По отношению к «Факелу» у меня только теплые чувства. Они на всю жизнь со мной.

«Амкар», Генич, «Жемчужина-Сочи», Литва

— Вы играли вместе с Геничем за «Амкар». Каким был Генич-футболист?
— У нас тогда не было звезд, но был очень крутой коллектив, вера в друг друга. Чем-то похоже на нынешний «Факел». А Костя на самом деле очень круто играл в футбол. Мне по-человечески жаль, что травма помешала ему сыграть в Премьер лиге. Генич блестящий футболист — очень умный, техничный, с поставленным ударом. Ему так все легко давалось! Меня всегда бесило, что у него было тяжело отобрать мяч. Он своими кривоножками вправо, влево, голова в одну сторону, мячик в другую. Не любил против него играть, всегда хотелось зарядить ему по ногам в такие моменты!

— Ха-ха.
— Но могу сказать — Костя очень открытый парень, сразу располагает к себе. На тренировках постоянно был с улыбкой. Он заходил в раздевалку и все сразу начинало светиться. Поднимал настроение всей команде. Когда ты находился рядом с ним, у тебя не было времени грустить. Он каждый день рассказывал вроде бы обыденные истории, но делал это настолько откровенно, что сразу появлялось настроение. Еще припоминаю, что он однажды покрасился в блондина. То ли проспорил кому-то, то ли еще что-то. Ну мы его тогда затравили.

— Как ваше общение происходило на уровне комментатор-тренер?
— Мы давно не виделись, но иногда переписываемся. Бывает, что мне не нравится то, что он пишет, я ему напишу — поинтересуюсь, почему так. Он молодец, что остался в профессии близкой к футболу, пусть он меня и уверяет, что «Факел» вылетит. Я с ним постоянно спорил на эту тему. Но теперь могу сказать: «Костя, я не вылетел» (смеется).

@genichkonstantin

Константин Генич

— Гол Генича вывел «Амкар» в РПЛ. Он рассказывал, что в тот же вечер напился в японском ресторане.
— У нас было любимое заведение, да. Кто и как напился я уже не помню, но гулянка была знатная. Грандиозное мероприятие. Руководство клуба рекомендовало нам прийти в смокингах. Было много звезд российской эстрады. Группа «Рефлекс», например.

— Премии большие были?
— Мне иногда платили даже больше, чем я заслуживал. В «Амкаре» вообще очень трепетно относились к игрокам. Был момент, когда я не сыграл определенное количество матчей и мне была не положена выплата. Но Валерий Михайлович Чупраков и Юрий Гребенюк хорошо относились к тем, кто уже доказал свою преданность клубу. В итоге мне выплатили деньги, которые юридически могли не выплачивать.

— В 2010-м году вы работали в «Жемчужине-Сочи». Это было время расцвета проекта. Как запомните то время?
— Когда у клуба есть финансы, сразу появляется простор для деятельности. На тот момент это был яркий, неожиданный, амбициозный проект. Команду окружала серьезная пиар-кампания, а у клуба была возможность покупать любых игроков. Проект по масштабу и планам на будущее был грандиозным. Было интересно во всем этом участвовать. Была прекрасная логистика, мы жили в крутых отелях, нас обували и одевали. Президент клуба — Дмитрий Якушев — заставлял всех учить английский. Планировалось, что тренеры будут ездить за границу на стажировку. А однажды к нам вообще приехал Руд Гуллит — были какие-то партнерские отношения с голландцами. Обидно, что это все так быстро закончилось.

— Через несколько лет вы с Василенко приняли литовский «Тракай». Есть устоявшееся мнение, что в Прибалтике не любят русских.
— На тот момент косых взглядов на нас не было. Ничего не предвещало тех событий, которые происходят сейчас. Президент клуба Янас — литовец — разговаривал на семи языках, очень толерантно к нам относился. Там к нам в целом хорошо относились, весь офис разговаривал по-русски. Никакой дискриминации не было.

— Литва — чисто Европа? Или есть остатки советскости?
— Старый город в Вильнюсе отдает советской эпохой, но в целом Литва — это Европа в чистом виде. Приведу простой пример. В «Тракае» я еще тренировал и молодежную команду. Перед занятием начал им рассказывать план тренировки, но через некоторое время ко мне подошел второй тренер: «Дмитрий Анатольевич, они вас не понимают». Молодое поколение (15-17 лет) уже тогда не знало русский язык. Видимо, уже тогда все шло к тому, что они хотели нас держать подальше от себя.

Будущее

— Уже несколько дней вы без работы. Что делаете?
— Было много дел. Встречался с людьми, решал оставшиеся вопросы с «Факелом». Наверное, скоро придет осознание того, что с утра мне больше некуда спешить. Но я не собираюсь сидеть сложа руки. Я в активном поиске. Долго сидеть и горевать я не буду. Полон сил и энергии.

Александр Мысякин, Sport24

Дмитрий Пятибратов

— Даже не будете брать паузу, чтобы провести время с семьей?
— С семьей я и так много времени провожу. Весь мой период в «Факеле» со мной рядом была моя супруга. Не вижу смысла делать большой перерыв. Я не подавлен и мне не нужно время, чтобы что-то понять и переосмыслить. Мы с моим тренерским штабом достойно отработали в «Факеле». Я ушел, а команда осталась в отличном физическом и психологическом состоянии. Все работает, все налажено. Доволен своей работой. Хочется и дальше доказывать, что мы достойны работать в любом российском клубе. Мы будет там конкурентоспособны.

— Финальное. Где Дмитрий Пятибратов будет через год?
— Хороший вопрос. Я бы хотел быть тренеров команды РПЛ. Это не значит, что я отказываюсь работать где-то кроме Премьер лиги, но нужно всегда ставить самую высокую планку. Быть тренеров для меня — драйв. Хочется снова испытать эти эмоции и бороться на за выживание, а за места повыше. Я не вижу предпосылок, чтобы не быть успешным.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0