Казанский рассказал про «Что? Где? Когда?»: Крюк топит за «Ливерпуль», разнос от жены Ворошилова, динамовское лобби
На протяжении всего 2020 года спортивный комментатор Денис Казанский регулярно появлялся в эфире главной интеллектуальной игры на русском телеке — «Что? Где? Когда?». Денис находился в Охотничьем домике в Нескучном саду в качестве представителя спонсора игры — букмекерской компании.
В преддверии финала года в интеллектуальном клубе спецкор Sport24 Александр Петров поговорил с Казанским о впечатлениях от прошедшего года в «ЧГК», узнал, за кого помимо мерсисайдцев болеет «господин ведущий» Борис Крюк и кому Денис вручил бы «Бриллиантовую сову» по итогам 2020-го.
Как-то раз Казанский испортил вечер Крюку, теснота в Охотничьем домике — шок
— Где вас застало предложение попасть в «Что? Где? Когда?», пусть и не за стол?
— У меня достаточно давно партнерские отношения с компанией «Винлайн». У меня, у Нобеля [Арустамяна], у Кости Генича у Ромы Гутцайта. Где-то в конце прошлого года нам сказали, что букмекер подписал контракт с «Что? Где? Когда?», и было бы здорово, если б кто-то из нас представлял наши интересы.
Мы, кстати, довольно скептически отнеслись к этому — все же работаем на другом канале, кроме Ромы. Поэтому подумали, что, интересно, конечно, но это не про нас. Но через какое-то время друзья из «Винлайн» опять позвонили и говорят: мы решили остановиться на твоей кандидатуре, как ты смотришь на это?
Я, естественно, обрадовался, потому что, сколько себя помню, следил за этой игрой, и всегда была мысль вписаться в зал, посмотреть, как все устроено. А тут попадаешь в самое пекло событий.
— Как решили вопрос с «Матчем»?
— Сначала Наталья Билан (теперь уже экс-генеральный директор канала), а потом и Александр Тащин (главный редактор «Матча») пошли мне навстречу и разрешили появляться в этой игре. Они прекрасно понимали, что «ЧГК» и «КВН» — это те две программы, которые существуют вне телевизионного контекста.
— Впечатления от первой игры — с места очень сильно отличается от того, что видишь по телевизору?
— Конечно, это всегда так. Телевизионная картинка создает свою атмосферу. А когда ты попадаешь на площадку, то видишь всю изнанку этого процесса.
Я, например, был обескуражен теснотой этого маленького домика. Да и вообще, сейчас уже привычно, а в первый раз посмотреть на скрипичный ключ, черный ящик, на то, как опускает монитор, как раскладывают конверты или крутится волчок — это было завораживающе.
В Охотничьем домике действительно бывает тесно
Да и даже сейчас, когда музыка начинает играть в зале, трепет все равно испытываешь.
— По поводу домика. Говорят, что Ворошилов специально задумывал помещение небольшим, чтобы все внимание было устремлено на стол — больше смотреть некуда. И это своеобразная концентрация давления. В связи с пандемией, когда людей в зале намного меньше — это сильно бьет по атмосфере?
— Мне сложно сравнивать, потому что я ни разу не был в битком набитом зале. Говорят, что там собирается до 100 человек. Я не понимаю, как физически это возможно. Первые мои игры были вообще при пустом зале — нас было только трое: я, Черемисинов и Брейтенбихер. Потом уже стали добавлять людей, и их количество возросло до 30 — мне кажется, уже толпа.
А так по атмосфере это похоже на зрителей на стадионе. Может быть, только концентрация у игроков немного иная. Если футболисты могут рассуждать о том, что при пустых трибунах им не хватает давления и куража, то здесь для знатоков это возможность сосредоточения на собственных силах, энергии. Никто не отвлекает. Потому что все эти перешептывания, перемигивания, жесты — мне кажется, это тоже может сбить с толку.
— А обсуждение в зале вообще слышно?
— Опять же сравнимо со стадионом — как гул. Плюс распорядители следят, чтобы не было явных подсказок. Стоит бубнеж, абсолютно стадионный вариант. Ты не слышишь, что конкретно кричат болельщики, но ты четко понимаешь, где находишься.
— Человек-мем Дмитрий Брейтенбихер — вне камер такой же?
— Он абсолютно естественный, мне не кажется, что он играет какую-то роль. И поэтому мемы часто попадают в точку, особенно я бы отметил такую бригаду ВКонтакте как «А как же серсо?!» — они делают самые крутые мемы про «ЧГК» и очень тонко чувствуют как игру, так и картину человека.
Кстати, создать своего Брейтенбихера можно здесь
— А вообще вне кадра много интересного происходит?
— Самое интересное происходит в рекламных паузах. Для меня было откровением, как работает творческая бригада. Дважды я был на играх, когда команда сильно «горела», но выкарабкивалась из этих ситуаций, и я видел, как происходят встряски.
Я не был на той игре, когда участвовали футболисты сборной (2016 год под руководством тогдашнего тренера Леонида Слуцкого. — Sport24), но по рассказам там была похожая картина.
Наталья Стеценко (руководитель проекта и супруга основателя «Что? Где? Когда?» Владимира Ворошилова) — главный человек на площадке, и вообще в этой игре очень жестко руководит процессом. Я наблюдал, как она зашла в зал в двух рекламных паузах. Во время первой счет был еще не смертельным, по-моему 0:3 — она успокаивала команду, говорила: надо верить в свои силы, вы молодцы, сконцентрируйтесь. А уже во второй, при счете 0:5, когда наступил критический момент, она просто разбомбила всю эту команду. Прямо как самый эмоциональный тренер старой школы, которого можем представить, когда его команда горит в перерыве.
После этого ребята взяли шесть очков подряд и выиграли.
— Мощно.
— Да, это было феноменально. Наталья Ивановна — абсолютно уникальный человек по части управления «ЧГК». Я вижу, как игра становится менее консервативной. Те же трансляции до и после игры в ютуб и инстаграм. Это говорит об увлеченности процессом, она за всем этим очень внимательно следит.
Наталья Стеценко
— С Борисом Крюком были до этого знакомы? Он же довольно известный футбольный фанат.
Нет, из всей команды, которая делает игру, я был знаком, да и то шапочно, только с Андреем Козловым. Мы с ним познакомились в Вене во время Евро-2008, случайно пересеклись через Васю [Уткина].
— А сейчас футбол с «господином ведущим» обсуждаете?
— Да, и это довольно забавно выглядит.
У нас перед игрой есть определенные ритуалы, мы вместе с Борис Александровичем, Черемисиновым и Брейтенбихером проговариваем… не то, чтобы повороты игры — это невозможно, но свои какие-то вставки. Игра должна быть без швов, в том числе и с нашей стороны, стороны спонсоров. Чтобы мы не выглядели инородными элементами.
Но помимо бесед обязательно остается время на то, чтобы обсудить происходящее в «Динамо», что происходит с «Ливерпулем» и так далее.
— Какие-то связанные с футболом истории были?
— Я терпеть не могу, когда мне палят результат. А за этот год несколько раз случалось, что матчи АПЛ накладываются на эфир «ЧГК». Потому смотрю эти игры в записи. В первой ситуации я повел себя, как сукин сын. В вечер, когда «Ливерпуль» неожиданно проиграл «Астон Вилле» со счетом 2:7, я мимоходом после игры сказал об этом Крюку, что-то типа: как вы умудрились-то семь мячей пропустить. И он такой: черт, ты испортил мне вечер.
А второй момент был вот только что. Я очень хотел посмотреть Дерби роз «МЮ» — «Лидс», они шли параллельно с игрой зимней серии команды Балаша Касумова. Отключил все соцсети, чтобы не дай бог не узнать результат. Думаю, все закончится, приеду и посмотрю.
А команде Касумова нужно было выигрывать крупно, чтобы попасть в финал года. Я стою со Славой Мереминским, и у нас даже обсуждения особого не было, просто ведущий объясняет расклады перед решающей игрой. И вдруг Мереминский поворачивается ко мне и говорит: «А я сказал Балашу, что им нужно сыграть как «Юнайтед» с «Лидсом» — спокойно, уверенно, шесть своих забить». И я думаю: ну, твою ж налево.
Оказалось, что он внимательно следит за АПЛ, персонально болеет за Клоппа.
— Много знатоков увлекается футболом?
— Да, прилично. По умолчанию Борис Левин (долгие годы работал в «Спорт-Экспрессе»), Леонид Тимофеев очень внимательно следит, Козлов — не скажу, что за всем происходящим в турах, но за общим положением дел точно. Борис Крюк вовлечен в игру невероятно, причем во все детали — перед последней игрой обсуждали гол Грулева, который отменили в Сочи из-за офсайда.
Из молодых команд Боря Белозеров, Николай Крапель тоже поглядывает, опять же Мереминский. Думаю, в каждой команде есть тот, кто достаточно внимательно следит за футболом.
А есть ребята, как Денис Лагутин, который вообще в «Динамо» работает. Как и Полина — распорядительница. Думаю, здесь нет никакого секрета, в соцестях она это довольно ярко показывает — тоже работает в «Динамо». У нее телефон даже с обложкой Льва Ивановича [Яшина].
Защитник интересов телезрителей Дмитрий Брейтенбихер и распорядительница Полина
— Динамовское лобби, просто.
— Да-да. Именно (смеется).
Называет команду Блинова «Чикаго Буллз» детства и не считает букмекера в «ЧГК» чем-то неорганичным
— Самое сильное впечатление от «ЧГК» из детства или юности?
— Помню, познакомился с Алексеем Блиновым, когда он уже закончил играть, по-моему, и работал в «Зените», а я был на «НТВ-Плюс». Для меня это было из серии «ничего себе». 90-е — как раз эпоха больших команд. И на своем первом появлении в «Что? Где? Когда?» я и сравнил команду Блинова с «Чикаго Буллз» детства — причем даже тогда «Last Dance» еще не начался, просто так совпало — и Друзь, и Двинятин, и Алексей Блинов, как очень яркий капитан.
А из совсем детских воспоминаний прекрасно помню, что родители очень любили читать, а книги заполучить было очень сложно. Что только ни делали, чтобы их достать. А в «ЧГК» как раз главным призом часто была книга. И вот родители на эти книги смотрели с легкой белой завистью, дескать, вот же круто.
Меня же завораживало буквально все. Узнаваемый телевизионный стиль с крупными планами и быстрой сменой кадра, с давлением, с голосом из ниоткуда, с музыкой. Очень здорово, что спустя столько лет все остается так же.
— Главный знаток юности — Двинятин?
— Я бы не разделял Двинятина и Друзя. Я знаю, что у них своеобразные отношения, но опять же возвращаясь к баскету — это как Пиппен и Джордан. Понятно, что Майкл — великий, но без Пиппена, может, и не было бы стольких титулов. Мне кажется, что Двинятин и Друзь точно также мощно дополняли друг друга.
Может быть, на самом деле это было немного иначе, надо пересмотреть старые игры, но ощущения остались такими. По крайней мере, оба уже в исторических анекдотах фигурируют. Федор Двинятин — это вообще как имя нарицательное для команды КВН, одной из самых ярких причем — я был большим ее фанатом. Ну и Друзь, о котором тоже слагают легенды.
Федор Двинятин и главный мем в истории игры
— У «ЧГК» можно условно определить три периода. Советский, немного лапмовый такой, 90-е — интеллектуальное казино, и современный, где опять есть уклон в сторону молодых гениев, а денежной составляющей практически нет. Вы застали все три — какой вам ближе?
— Мне кажется, нельзя сказать, какой лучше — это, если угодно, взросление. Каждый период был по-своему оригинален. Я помню времена, когда Борису Крюку меняли голос, и никто не знал, кто ведущий. Большая тайна была над тем, кто же будет вместо Ворошилова — это было очень круто, сколько слухов ходило.
— К чему я этот вопрос задал. Вы представляете в «Что? Где? Когда?» букмекера. Наверное, во второй период существования игры это выглядело бы предельно аутентично, но не кажется ли вам, что сейчас, когда игра всячески уходила от азартной составляющей, спонсор-букмекер немного выпадает из этой концепции?
— Я думаю, нет. «ЧГК» всегда соответствовало времени. Сейчас времена довольно серьезного влияния букмекеров. Если вспомнить весеннюю и летнюю серии, там была очень популярна игра «X5 Что? Где? Когда?» с угадыванием результата. Я знаю, что много знатоков в нее играли, им это дело очень нравилось.
Поэтому никакого противоречия я не вижу, к тому же это спонсорский контракт.
Про Казанского уже тоже делают мемы
— Реплики по интеграции и диалоги с Крюком вы прописываете заранее или это экспромт?
— Как заготовка или шаблон идет только пример интеграции — то есть о чем мы говорим в том или ином блоке. А в остальном, просто хочется не быть этаким мерчендайзером, а наоборот соответствовать игре, поэтому я, конечно, продумываю несколько вариантов.
Но в чем прелесть этой игры — ты никогда не знаешь, как будет она складываться. Можно подготовить миллион заходов, а к этому времени счет будет 0:6. Все непредсказуемо.
— Можете как-то объяснить тенденцию: три победы знатоков подряд, следом три победы телезрителей? И так весь год, только в последней игре она прервалась. Что это было?
— Никакого рационального объяснения здесь нет. Если бы это была одна и та же команда, еще можно было бы искать какие-то причины: спад или что-то еще. Но тут и команды разные, и составы в этом году в них часто из-за пандемии менялись.
Так что просто большое красивое совпадение, которое только придавало драматургии. Но, кстати, я точно знаю, что в какой-то момент это стало поддавливать ребят. Они понимали, что находятся внутри неудачной серии, и это становилось интересным фактором.
— То есть знатоки реально обсуждают это между собой?
— Слушайте, ну если ведущий говорит об этом, да и действительно это происходит — три игры такие, три игры сякие — об этом невозможно не думать.
Как Лиза Овдеенко украла у Казанского ответ, и выбор между Семеновой и Крапилем
— Самые сильные ЧГК-шные впечатления за этот год?
— Во-первых, все, что окружает игру. У меня первый вопрос был: «А есть у вас какая-то сувенирка?» Игра действительно культовая, мои друзья, когда меня увидели там, стали чуть ли не сову заказывать купить им. Сейчас кстати «ЧГК» пошло на изготовление собственного мерча, и, мне кажется, это как раз то, что необходимо игре. Во-вторых, «ЧГК» пошло в интернет: разборы игр на ютубе, трансляции те же, «А как же серсо?!» — это целая индустрия уже.
Я как-то раз попал под неожиданный хейт за то, что палил результаты в инстаграме. Дальний восток смотрит ведь игру через неделю, да и вообще очень многие люди смотрят ее в записи. И когда я выкинул результат в сторис, у меня директ просто взорвался от негодования. Это было для меня откровением.
Денис Казанский, музыка из «ЧГК» и финал МЧМ по хоккею
Еще впечатляет очень тщательная подготовка к каждой игре — чтобы все ребята-распорядители четко работали, вовремя показывали бы те вещи, которые мы видим при правильных ответах. Знаю, на это тратится очень много времени, чтобы в прямом эфире не было никаких проблем.
А по игре очень интересно смотреть за вспышками интуиции. Часто это проскакивает у сильных игроков, как Лиза Овдеенко или Ровшан Аксеров, когда рассуждение идет куда-то не туда и вдруг вспыхивает правильная версия. И вот это озарение — ощущение, что ты присутствуешь при чем-то мегакрутом. Это сложно описать словами, но очень хорошо чувствуется в зале.
— Кто самый крутой знаток в нынешнем клубе по вашей версии?
— Если выбирать из дам, то, пожалуй, Инна Семенова и Лиза Овдеенко — они просто невероятные. Лиза, кстати, украла у меня ответ на вопрос. Это был единственный раз, когда почувствовал, что не зря там стою (смеется). Ну, вернее, что могу оказать влияние на игру.
— Расскажите.
— Как раз в той игре команды Касумова, когда они ушли с 0:5, был вопрос про «витрувианского человека» и то, что его образ используется на семинарах людей одной профессии. Я, естественно, знал, что это про футбольных судей (шедевр Да Винчи иллюстрировал правило игры рукой. — Sport24), а знатоки никак не выходили на эту версию.
Та самая эпичная игра с камбэком со счета 0:5
Нас тогда в зале было трое, и про себя думаю: вот он момент, когда я крикну «помощь клуба» и подскажу. Но Лиза вышла на этот ответ, и у меня в голове: ну блиииин, ну надо ж вот такому случиться. Но, если серьезно, то конечно, я порадовался за знатоков.
Если возвращаться к вопросу, то из молодых Коля Крапиль, Слава Мереминский и… Ровшан [Аскеров], хотя он же вечный, он в другой категории уже. Но звезда «Что? Где? Когда?», определенно.
— Команда Балаша Касумова могла выйти в шестой финал года, но проиграла последнюю игру. Как вам кажется, их прибила необходимость перебить победу 6:1 команды Мухина?
— Очень разные факторы могут сыграть. Я никогда не думал, что проигранный первый вопрос или неправильная формулировка при ответе может очень сильно повлиять на состояние одного игрока, а следом потянуть и всю команду вниз.
В той игре… часто ведь бывает, что команда не берет «свои» вопросы, а потом прилетает что-то тяжелое и отыграться уже невозможно. Хотя крупная победа команды Крапеля-Мухина безусловно внесла большой психологический фактор в ту игру.
Когда команда садится за стол, она должна с одной стороны быть уверенной, а с другой не перейти грань самоуверенности. Команда Касумова садилась за стол с мыслью «как нам себя вести, если не победим крупно». Ну, у меня было такое ощущение. А в этом как раз и есть подстава — ты же еще не победил. Но возможно это впечатление обманчиво.
В любом случае, было обидно, я очень хотел драмы: 5:5, решающий раунд. Хочется чего-то яркого всегда.
— Понятно, что многое решит финальная игра, но если выбирать по сезону и не только из команды Мухина — кому бы вы отдали «Бриллиантовую сову»?
— (долго думает) Наверное, Крапилю.
— Не Семеновой?
Они одинаково мощно провели весь сезон, но Крапиль еще и очень круто провел игру зимней серии как капитан — а это совсем другая миссия. Он справился блестяще.
Я на той игре уже говорил, что редко бывает, когда в командных видах спорта лучший игрок — капитан. Но здесь было именно так.
— Как представителю букмекера: ваш прогноз на финал?
— Я очень хочу, чтобы это была долгая перестрелка с драмой, поэтому 6:5 в пользу знатоков.
Финал года в «Что? Где? Когда?» состоится в воскресенье, 27 декабря.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.