Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
ФутболРПЛ
14 ноября 2020, Суббота, 12:15

Как менялась форма «Спартака» за последние 40 лет: фото

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Клуб играл в синих футболках и даже без знаменитого ромбика.

Продолжаем рассказывать о символике самых популярных клубов России. Ранее мы вспоминали, как эволюционировали эмблемы ЦСКА и «Спартака».

Теперь проследим, как менялась форма красно-белых.

Отсчет мы начнем с 1980-х годов, потому что именно с тех времен дизайн футболок «Спартака» стал регулярно обновляться.

1980

spartak.com

Серебряные медали чемпионата СССР-1980 спартаковцы получали в красных футболках с тремя знаменитыми полосками. Компания Adidas начала экипировать «Спартак» с середины 70-х — тогда же самый узнаваемый атрибут бренда появился на форме московского клуба. Полоски «пропали», когда «Спартак» вылетел во второй дивизион, но после возвращения клуба в элиту советского футбола, их вновь стали наносить.

1984

РИА Новости

В середине 80-х «Спартак» частенько отваживался на эксперименты с экипировкой. Например, сезон-1984 клуб начал в необычных футболках с вертикальными полосами. А матч Кубка УЕФА в Тбилиси против немецкого «Кельна» (1:0) спартаковцы вообще провели в бело-синей форме «Динамо» — в команде забыли, что договорились играть в белых майках и на матч приехали в красных. Пришлось заимствовать форму у местного «Динамо».

1985

РИА Новости

Спустя год перемены оказались еще радикальнее. С красных футболок впервые пропала знаменитая горизонтальная полоса, которая ассоциировалась с клубом ничуть не меньше, чем ромбик.

1987

spartak.com

В сезоне-1987 на форме «Спартака» впервые появился логотип титульного спонсора — итальянской компании Ocrim SPA, которая производила мельничное оборудование. Именно в футболках с этим логотипом московский клуб потерпел одно из самых громких поражений в своей истории: после победы над «Вердером» (4:1) в ответном матче спартаковцы умудрились разгромно проиграть немецкому клубу со счетом 2:6.

1988

РИА Новости

В следующем году Ocrim SPA сменила итальянская компания Danielli. Казалось бы, новый спонсор — более выгодный контракт. Но на деле финансовой выгоды от расположения спонсоров на форме советские клубы в то время не имели. Логотипы компаний размещались на футболках по требованию «Совинтерспорта».

«Тогда клубы не имели возможности заключать спонсорские контракты. Обрели финансовую самостоятельность они только в конце 80-х и начале 90-х годов. До этого спонсорскими делами занимался «Совинтерспорт», организация была монополистом на рынке. Сделать так, чтобы сразу несколько команд выступали с одним спонсором, могли только они», — вспоминал бывший работник организации Михаил Ширинян.

spartak.com

Кроме того, в 1988 году спартаковцам пришлось сыграть даже в непривычных красно-черных футболках в «шашечку». Багаж с формой клуба застрял где-то по пути в Северную Ирландию, так что перед матчем с «Глентораном» клуб был вынужден брать футболки в одном из местных магазинов.

1990

РИА Новости

Одним из первых полноценных спонсоров «Спартака» оказалась французская компания-производитель упаковок Unipack. В тяжелые 1990-е клуб начал зарабатывать, но лишился своего ромбика. Вместо него на груди футболистов появилась эмблема спонсора. Впрочем, эта форма стала для клуба счастливой на европейской арене. В том сезоне «Спартак» сначала вынес из Кубка европейских чемпионов «Наполи», а затем «Реал».

1993

youtube.com

Удивительно, но первый матч в истории клуба в Лиге чемпионов против «Монако» (1:4) «Спартак» играл в синей форме. Французы подставили красно-белых, поэтому пришлось выкручиваться.

«Форма-то у нас одинаковая. У вас — наполовину белая, наполовину красная. У нас — красная или белая. Как будем играть?». Они: «Ну давайте вы в красной, а мы в белой». Я говорю: «Хорошо». Но все равно взял два комплекта, красный и белый», — вспоминал бывший администратор «Спартака» Александр Хаджи.

«Приезжаем, в десять утра совещание перед игрой. Инспектор просит показать формы. И вдруг они выкладывают свою красно-белую форму. И говорят: «По правилам УЕФА хозяин играет в своей форме». Я говорю через переводчика: «Мы же с вами договаривались на бумагах». Они: «Вы нас неправильно поняли». Я: «И что нам делать?». Они: «Мы предоставим вам синюю форму». А тогда было не принято иметь третью форму, ее не только у нас, но и у других команд не было. Мы с инспектором посоветовались, он говорит: «Что делать, правила подразумевают такие вещи».

1994

Getty Images

К середине 1990-х дизайн футболок «Спартака» в очередной раз круто изменился. На плечах появились широкие диагональные полосы, а на груди логотип нового спонсора — финансового концерна Olbi.

1995

РИА Новости

Вскоре Olbi уступил свое место «Уренгойгазпрому» — дочке главного «Газпрома».

1997

Getty Images

В 1997 году на футболках «Спартака» появился логотип известного японского производителя электроники AKAI. Причем, по словам генерального директора «Спартака» Ларисы Нечаевой, тогда компания сама обратилась к клубу с предложением о сотрудничестве. А Юрий Заварзин, работавший в клубе на той же должности, утверждал, что «Спартак» получал от AKAI около миллиона долларов в год.

Впрочем, лишь финансовой выгодой сделка не ограничилась. В тот момент «Спартак» был на пике популярности, так что майки с логотипом AKAI стали символом побед красно-белых и полюбились спартаковским болельщикам.

1998

Наверняка болельщики помнят и необычный красно-черный комплект формы с логотипом AKAI. В нем «Спартак» сумел расправиться с грозным «Аяксом».

2000

Getty Images

К концу 1990-х AKAI обанкротилась, а новым спонсором «Спартака» стала нефтяная компания «Лукойл», которая сотрудничает с клубом до сих пор.

2001

Getty Images

Сотрудничество «Спартака» с «Лукойлом» началось с экспериментов на форме. С футболок клуба вновь пропала горизонтальная полоса, а третий комплект формы стал черно-белым. В нем, например, «Спартак» бился с «Арсеналом» в Лондоне (0:1).

2003

РИА Новости

В 2002 году закончилось многолетнее сотрудничество «Спартака» с Adidas, поэтому с сезона-2003 экипировать клуб стал Umbro.

2005

Spartak.com

Впрочем, союз с новым производителем оказался непродолжительным. Уже в 2005 году на смену Umbro пришел нынешний партнер «Спартака» Nike.

2006

Getty Images

В следующем году Nike вернул на красный комплект формы полюбившуюся болельщикам белую горизонтальную полоску.

2014/2015

Spartak.com

С тех пор почти за 10 лет форма «Спартака» практически не менялась. На значительные изменения производитель решился только в сезоне-2014/2015. Комплект обновили специально к открытию нового стадиона «Спартака».

«На обеих формах присутствует принт в форме классического повторяющегося спартаковского ромба, который перекликается с дизайном фасада стадиона», — говорилось на официальном сайте клуба.

Горизонтальная полоска тоже изменилась. На красном комплекте она стала бордовой, а на белом — серой.

2017/2018

В 2017 году «Спартак», к разочарованию болельщиков, вновь остался без полосы. Правда, на этот раз не по собственному желанию.

«Форма красивая, но хотелось бы полосу. Но этот вопрос решает наш технический спонсор», — говорил Леонид Федун.

Впрочем, на слова владельца «Спартака» многие болельщики не обратили внимания. В постчемпионский сезон они требовали вернуть легендарную полосу клуба.

2020/2021

В итоге полоска вернулась на футболки спустя два года. В нынешнем сезоне технический спонсор тоже не стал трогать символ спартаковской формы, но зато поэкспериментировал с дизайном. Так на футболках появились черные элементы.

Скачать приложение Sport24 для iOS

Скачать приложение Sport24 для Android

22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.

ФК Спартак Москва
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0