История одной победы. Денис Мигаль, о том, как нести звание чемпионов RDS GP 2021
17-18 октября в Сочи прошел заключительный этап RDS GP 2021. В соревнованиях приняли участие 37 пилотов со всего мира (11 команд). Преодолев сложный путь, чемпионами по итогам сезона стала команда Fresh Auto Drift. Создатель и владелец команды Денис Мигаль рассказал о том, как не сдаваться, идти к своей цели, а также поделился тем, каких результатов ждет от нового гоночного сезона.
— Денис, в этом году ваша команда Fresh Auto Drift стала чемпионом RDS GP 2021. Это заслуженная победа, ведь в 2020 году все складывалось не так гладко.
— Да, предыдущий сезон действительно был непростым. Наша главная сложность была связана с тем, что не смог приехать один из пилотов основного состава — Тетсуя Хибино, на выступление которого мы делали большую ставку, под него настраивали автомобиль и разрабатывали командную стратегию. За несколько месяцев перед началом сезона стало точно известно, что он не сможет приехать, нам пришлось в кратчайшие сроки пересматривать всю линию поведения команды. Это было непросто.
Несмотря на это, по итогам 2020 года мы заняли 4-е место. Хорошо это или плохо? Это факт. Да, мы хотели большего, да мы стремились к победе. Но в результате мы получили опыт, который помог лучше выступить в сезоне 2021.
Конечно, свою роль сыграла и эпидемиологическая обстановка. Сезон стартовал в июле вместо запланированного старта в начале мая. Всех достаточно сильно нервировал режим ожидания: будут соревнования или нет. Возникали сложности и с партнерами, которые по понятным причинам не всегда были готовы нас поддержать. Но нам удалось сохранить отношения со всеми коллегами, убедить их в том, что именно сейчас, в сложный период, нам как никогда нужно работать вместе.
Очень круто, что сезон-2020 вообще состоялся, так как во многих странах соревнования просто отменяли из-за ковидных ограничений. В России он прошел. А наша команда получила неоценимый опыт, который помог прийти к чемпионству в 2021 году.
— Какие изменения в 2021 году были внесены в автомобили участников? С технической точки зрения, что помогло выиграть?
— Технических изменений было внесено очень много. Если не вдаваться в подробности, то можно сказать, что к сезону-2021 мы практически полностью пересмотрели и пересобрали каждый автомобиль. В то же время, если вспомнить, что в течении сезона у Дамира Идиятулина вышли из строя пять двигателей, можно предположить, что все нововведения были сделаны напрасно. На самом деле, это не так. Каждая поломка имела свои причины: где-то отломилось крепление двигателя, где-то возникло масляное голодание. То есть все это не было связано с теми новшествами, что мы сделали. От подобных поломок не застрахован ни один автомобиль, тем более в автоспорте.
Возможно, именно подобные случаи помогли нам сделать серьезные выводы и заменить проводку в наших автомобилях на более технологичную и информативную, перейти на системы сухих картеров, наладить производство собственных деталей. В составе нашей команды на этапах соревнований появился такой специалист как настройщик, который после каждого проезда проверял автомобили и следил за тем, чтобы все работало стабильно. То есть с технической точки зрения в 2021 году мы вышли на принципиально новый уровень. Повлияло ли это на результат? Конечно!
— Расскажи подробнее про трансформацию команды. В этом году членом Fresh Auto стал ирландский спортсмен Джек Шанахан. Почему выбор пал именно на этого пилота?
— Дрифт — это соревнования не только и не столько пилотов, сколько команд. Как все участники подготовятся к сезону, так они и пройдут — с успехом или с провалом.
Перед тем, как пригласить в команду нового участника, мы долго обсуждали этот вопрос. И сделали вывод, что надо попробовать. Отмечу, что дело не в том, что у нас нет своих хороших пилотов. Они есть! Но в автоспорте важно, чтобы несколько составляющих сошлись в правильной конфигурации: опыт и манера вождения пилота, настройка автомобиля, сложности трассы. Взвесив все за и против, мы пришли в выводу, что готовы попробовать и пригласить Джека Шанахана. Он прекрасно влился в наш коллектив, почувствовал общий настрой и стремление к победе. А совместная работа вывела нас в лидеры.
— Ваша команда уже не первый год принимает участие в RDS GP. Скорее всего, у вас уже есть любимые трассы. Чем они отличаются от других, почему именно их выделяют пилоты?
— В этом году нам всем очень понравилась трасса «Игора Драйв» в Санкт-Петербурге. Во-первых, она своеобразная. На ней самый длинный разгон: в этом году Лосев «пробил» скорость 190 км/ч на постановке. Такой разгон позволяет выходить за грани возможностей и автомобиля, и пилота. Во-вторых, несмотря на то, что трасса скоростная, она максимально безопасная. Там нет никаких стен, поэтому ошибка не так фатальна, она не так дорого стоит, как, например, неверный выбор траектории в Сочи или Рязани. Но при этом здесь есть потенциальная опасность на огромной скорости вылететь за пределы трека и проиграть весь заезд. Поэтому так важно балансировать между безопасностью, скоростью и ценой ошибки.
Ну и, конечно же, эта трасса любима всей нашей командой потому, что в этом году именно на Игора Драйв мы набрали рекордные 411 баллов за один этап, что нам позволило занять первое и второе место на пьедестале. Это очень круто.
Добавлю, что лично моя любимая трасса расположена в Нижнем Новгороде. Это мой первый трек, мне он памятен и дорог. В Нижнем интересная конфигурация, за которую ее любят пилоты и я, в частности.
Если же говорить вообще о предпочтениях большинства пилотов (не только нашей команды), то жемчужиной дрифта является трасса Красное кольцо. Она совершенно не похожа на другие треки, она заставляет иначе работать с автомобилем, концентрировать весь свой опыт и свои знания. Именно на этой трассе можно серьезно прокачать навыки, так как на Красном кольце необходимо использовать тонкие приемы, которые практически не пригождаются на других трассах, но при этом их совокупность позволяет быть серьезным соперником на любом треке.
— Если есть любимые трассы, наверняка есть и те, которые не нравятся.
— Таких трасс, которые не нравятся, нет. Есть те, которые требуют большей концентрации, мастерства, опыта. Я бы их назвал даже не сложными, а опасными для неопытных пилотов. На мой взгляд, это треки в Сочи и Рязани.
На этих трассах расположены бетонные стены, о которые серьезно разбиваются машины и получают травмы пилоты. Даже несмотря на то, что трасса в Рязани картинговая, короткая, она всегда вызывает опасения. Да, там только одна стена. Но, с точки зрения техничности, там очень много перекладок, отрезков, на которых надо быть особенно внимательным. Поэтому я считаю ее опасной. А в Сочи много стен, там все перекладки — в стены. Так что на этом треке постоянно находишься в напряжении.
Если же говорить про сложность, то каждая трасса особенная. Где-то непростая конфигурация, где-то высокая скорость.
— Давайте вернемся к сезону-2021. Вероятнее всего, во время этапов были не только победы, но и промахи, которые нужно будет учесть в следующем году. С какими сложностями пришлось столкнуться во время сезона? Что, скажем так, команда не смогла предусмотреть в полной мере?
— Наверное, самые серьезные промахи — это сложности с автомобилем Дамира Идиятулина. Но так как мы технически были подготовлены на все 100%, мы быстро диагностировали все поломки, оперативно исправляли их и возвращали спортсмена на трассу.
При этом были и скрытые технические проблемы, например, с моим автомобилем. Поэтому я и проиграл первые четыре этапа. Моя машина не была полностью настроена. Да, мы экспериментировали, мы пробовали новое. Но это делалось непосредственно во время соревнования. Теперь понятно, что так делать не стоит. Заездов мало, протестировать настройки нет возможности, и приходится ехать на том, что еще, по сути, не прошло обкатку.
Сделав выводы, мы поняли, что все настройки и нововведения необходимо пробовать до начала сезона, чтобы автомобиль приезжал на трассу в полной боевой готовности. Все эксперименты нужно тестировать до того, как начнутся соревнования.
— Другими словами, победа далась не просто так? Вы боролись и смогли доказать, что Fresh Auto Drift — это настоящие лидеры. А можете назвать вашего главного соперника этого сезона?
— Да, победа не была легкой. Но мы, как мне кажется, больше соревновались сами с собой, проверяли себя на прочность, выносливость, уровень полученного опыта.
Что касается соперников, то сейчас вся первая тройка команд Lukoil Racing Drift, «Форвард Авто», Aimol Racing — это мощные составы. И с точки зрения технической подготовки, и с точки зрения профессионализма пилотов и всех участников.
А вообще хочу сказать, что RDS GP вырос до такого уровня, что уже на стадии ТОП-32 нет легких соперников. Любой пилот из второй десятки может показать невероятно крутой заезд и имеет шансы выиграть этап. Но сможет он это сделать или нет, уже зависит от командного духа, от общей стратегии и от технической подготовки. На данный момент, если говорить именно про команды, наши самые серьезные соперники это, конечно, те команды, которые входят в ТОП-3. Но к следующему сезону все может поменяться и сильных коллективов станет значительно больше, а значит борьба будет сложнее и интереснее.
— Что же нужно для того, чтобы всегда побеждать?
— Я думаю, что всегда побеждать невозможно. Но для того, чтобы это делать как можно чаще, нужно иметь в первую очередь холодные мозги. Не суетиться, не поддаваться панике при проигрыше и не ловить «звезду» при победе, а планомерно, шаг за шагом, идти к поставленной цели. Обязательно надо готовиться к каждой гонке. Учитывать свой опыт, обращать внимание на поведение и стратегию соперника. Это касается как морального настроя, так и технической составляющей. То есть вся команда просто обязана работать, как единая система.
И, главное, надо верить в себя и в свою победу. Помнить, что самый главный конкурент на трассе — это ты сам. Только так, на мой взгляд, преодолевая себя, можно идти к победе.
— Каково это — быть чемпионами?
— Безусловно, хочется сказать, что это радость, что это успех и ликование, что это то, к чему мы шли через сложности и постоянные тренировки. Но, на самом деле, таких мыслей нет. Я, когда это понял, даже немного расстроился. Неужели я не ценю то, чего добился? Или я не умею радоваться своим успехам? Где же та мощная эйфория, которая должна сопровождать победу?
На самом деле, все значительно сложнее с точки зрения эмоций.
Мы начали путь к чемпионству в 2018 году. И, вероятнее всего, если бы мы получили это звание сразу, то это было бы весело и задорно: молодая команда, которая только заявила о себе в автомобильном спорте, вот так, практически со старта взяла и выиграла Чемпионат. Кстати, если бы не некоторые сложности, то мы вполне могли бы занять первое, а не второе место в 2019 году.
Но мы стали чемпионами в 2021 году, после четырех лет участия. Это была планомерная работа, шаг за шагом мы шли к победе, делая выводы, развиваясь, совершенствуясь. И когда чемпионский титул стал нашим, он не вызвал «вау-эффекта». Да, это была радость, но радость за итог проделанной работы, наших слаженных действий. Победа в Чемпионате — это не чудо, это закономерный финал, к которому мы шли не один год. Поэтому мы и восприняли победу как должное.
Мне иногда кажется, что задать вопрос: каково это — быть чемпионами, людям, которые стремились к этому и приложили все возможные усилия, это сродни вопросу предпринимателю: каково это — иметь прибыльный бизнес, а не убыточный. Наша команда поставила задачу, наша команда ее выполнила. Мы этому рады и знаем, куда и как двигаться дальше.
— Имея достаточно большой опыт в дрифте, можете дать какие-то советы молодым пилотам и командам?
— Всем тем, кто планирует заняться дрифтом, стать пилотом, я бы посоветовал начинать заниматься зимой. Только в этот период есть возможность в полной мере прочувствовать, что такое дрифт, его драйв и эмоции.
В качестве первого автомобиля можно выбрать Жигули. Во-первых, достаточно бюджетно. Во-вторых, не жалко. В-третьих, можно самостоятельно модифицировать машину и понять, что и как работает с точки зрения техники. И если через пару месяцев или полгода желание заниматься автоспортом не угаснет, значит вы на правильном пути. Это будет самое простое и понятное начало, которое требует наименьших материальных затрат и подходит практически любому человеку.
Что касается команды, я бы посоветовал обращать внимание на каждого участника. Не только пилоты — важные люди в вашем коллективе. Заранее проигрышная позиция, когда команда строится вокруг пилота. Так не должно быть. Вся ваша работа должна быть слаженной, а ее основой должны стать цели и процессы. Поиск партнеров, постройка автомобиля, взаимодействие друг с другом, выработка тактики и стратегии.
Возможно, прозвучит заезжено, но в автоспорте очень важен командный дух, то, как все участники взаимодействуют друг с другом, как налажена коммуникация и есть ли понимание. Без таких нюансов команда обречена на неудачи. Можно пригласить крутых пилотов вместе с их профессиональными механиками. Но если не будет взаимопонимания внутри, не будет и победы.
И это не пустые слова, это наш собственный командный опыт. У нас есть свои пилоты, есть спортсмены, которых мы пригласили. Но каждый раз мы делали ставку на командную работу, на веру в себя, на терпение и упорство, все это нам и помогло стать первыми в Чемпионате.
— А есть ли какие-то лайфхаки, помогающие стать чемпионами?
— На самом деле, лайфхаков всего два — запастись терпением и деньгами. Без этих двух компонентов автоспорт невозможен, а чемпионство и подавно. Особенно это важно на старте.
До того момента, как пилот или команда станут известными, начнут получать хотя бы минимальную поддержку, может пройти не один год. И все это время надо будет доказывать, что ты достоин и автоспорта, как такового, и победы. В это нужно будет вкладывать силы, знания и, конечно же, деньги.
— Чего ждать от нового сезона?
— Если кратко, то хочется все то хорошее, что было в этом сезоне, взять в новый, а те моменты, где мы не доработали или ошиблись, доработать и исправить, сделать лучше.
Нельзя прийти в новый сезон без изменений. И тут я имею в виду не людей, а процессы, подходы, рабочие моменты. Каждая гонка — это опыт, это возможность сделать выводы и стать лучше, смелее, сильнее. Целый сезон — это жизнь. Мы ее прожили успешно и не хотим останавливаться на достигнутом.
Такой подход, уверен, у каждой команды-участницы. И в следующем сезоне все спортивные коллективы станут мощнее, профессиональнее, техничнее. К сожалению, возрастут и бюджеты, следовательно, потребуются новые партнеры. Здесь также будет высокая конкуренция, и ее нельзя вычеркивать из подготовительных процессов.
Поэтому мы проанализируем каждый этап, найдем слабые и сильные стороны, и уверенно пойдем дальше, к подтверждению нашего чемпионского титула. Ведь мало победить, надо отстоять свою победу, доказать, что это была не случайность. И, конечно же, наша команда планирует продержаться на верху пьедестала как можно дольше.
— Будут ли какие-то изменения в технической части подготовки к сезону 2022? Есть ли уже новый регламент и, возможно, новые требования?
— Технические изменения будут. Сейчас мы ждем ответ организаторов по поводу использования моношины. Если это правило введут, то нас оно, к сожалению, сильно ограничит в определенных моментах, так как сейчас у наших автомобилей все четко сбалансировано с точки зрения соотношения определенных шин и самого строения машины. С другой стороны, введение моношины в некоторой степени уравняет всех участников. Но и добавит вопросов и работы механикам. Это будет вызов, который, я уверен, мы решим с успехом.
Если говорить о внутренних изменениях, которые уже у нас запланированы, то мы хотим полностью перестроить Джеку Шанахану Супру, поставить другую редукцию, поработать над усилением мотора и оптимизацией электроники. Мы даже рассматривали вариант с заменой кузова но в последний момент поняли, что в этом нет необходимости. Почему мы так активно переделываем именно эту машину? Потому что, проанализировав все заезды, мы сделали вывод, что Супра в этом сезоне не совсем дотягивала до требований Чемпионата. Да, это не помешало Джеку выиграть, но к следующему сезону необходимо модернизировать автомобиль.
Кроме того, на данный момент у нас в постройке Mark100 для Евгения Лосева, это очень большой проект, который курируется самим Женей, ведь постройка именно Марка в этом кузове его давняя мечта, за реализацию которой смело взялись инженеры из нашей команды. Есть проблемы с Lexus IS «Шершень»: после моей аварии на последнем этапе в Сочи, автомобиль стал практически непригоден для дальнейшего использования. Сейчас мы будем менять ему кузов, делать новый каркас безопасности, а по сути, заново собирать автомобиль.
Также нам надо завершить работы с BMW «Автобосс», которые были начаты еще в прошлом сезоне. Дамир запланировал собрать новую Altezza с совершенно новым для себя мотором — V8. Это будет новый опыт и для Дамира, и для всей команды. Altezza, на которой Дамир проехал три последних сезона мы так же планируем освежить и держать в боевой готовности к сезоне 2022 в качестве запасной машины для команды.
Все эти задачи нам надо выполнить в кратчайшие сроки, потому что на тесты наша команда планирует выезжать уже в апреле, чтобы быть полностью готовой к началу сезона.
— Безусловно, главный план на сезон 2022 — это очередная победа. Но, может, будут еще какие-то новшества? Новые пилоты, новые автомобили, технические ноу-хау.
— Конечно, новшества будут. Я уже сказал, что все команды будут развиваться. Поэтому и нам останавливаться нельзя. Мы закрепились в лидерах ТОП-5 команд. И это большая ответственность, так как сдавать позиции нельзя.
В следующем сезоне мы планируем сразу, с первого этапа, заявлять о себе как о самой сильной и уверенной команде. В автоспорте нет времени на раскачку. Ошибочно считать, что можно проехать первый этап в «лайт»-формате и догнать лидеров во время следующих соревнований. Нет! Отрыв нужно создавать с первого старта. Что мы и планируем сделать: мощно ворваться в новый сезон с максимально высокими результатами.
Перед собой я ставлю задачу — стать полноценным пилотом, таким, который сможет в полной мере показать всю мощь команды Fresh Auto Drift и защитить ее чемпионское звание. На мой взгляд, единственный способ это сделать — перейти в другую команду. И в сезоне 2022 я планирую ехать в новой команде, у меня уже есть несколько предложений. Переход в другую команду — это вызов себе, это сложности, это борьба. Но такой опыт будет мне максимально полезен. Во-первых, я смогу посмотреть на свою команду со стороны. Во-вторых, соревнуясь с ребятами на треке, я буду оказывать им максимально сопротивление и буду видеть их слабые и сильные места. Ну, а как собственник Fresh Auto Drift, я всегда буду оставаться рядом, делиться полученным опытом и помогать всей команде становиться еще лучше и сильнее.